1
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.......................................................................................... 4
1.2. Цель и задачи программы...................................................................................... 5
1.3. Планируемые результаты....................................................................................... 7
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание программы......................................................................................... 7
2.2. Перспективный план................................................................................................ 8
3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Материально – техническое обеспечение............................................................ 10
3.2 Оценочные материалы……………………………………………………………10
3.3 Список литературы.................................................................................................. 14
2
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Ф.И.О. автора
Кузнецова Татьяна Васильевна
Учреждение
Наименование программы
МАДОУ «Детский сад №37» города Березники
Пермского края
«Логонотки»
Тип программы
Дополнительная образовательная программа
Направленность
Образовательные области
Вид программы
Модифицированная
Возраст воспитанников
2-3 года
Срок обучения
1 года
Уровень освоения
программы
Цели программы
Базовый
С какого года реализуется
программа
2024 – 2025 учебный год
Содействие всестороннему развитию личности
дошкольника. Профилактика имеющихся отклонений в
речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова,
движения, ритма, танца и гимнастики.
3
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого
человека. Именно в эти годы закладывается основы здоровья, гармоничного
умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность
человека
В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения
становятся его потребностью.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая
способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и
время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Все в нашем
организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность.
Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных
отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство
ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные
произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия игровая
логоритмика и ритмопластика.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой
функции,
в
том
звукопроизношения,
числе,
алалия,
заикание,
задержки
аутистические
речевого
развития,
расстройства.
нарушения
Очень
важна
логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как
занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к
выполнению логопедических упражнений и пр. Логоритмические занятия направлены
на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение
двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание
смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески
проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих
технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме
4
происходит
перестройка
различных
систем,
например,
сердечно-сосудистой,
дыхательной, речедвигательной.
Ритмика – это ритмические движения под музыку, и именно она является
начальным этапом освоения искусства танца. Танец – это средство воспитания и
развития личности ребёнка, которое способно создать благотворную почву для
раскрытия его потенциальных возможностей и самореализации. Гармоничное
соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций,
которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и
красивым.
Занятия ритмикой и танцем развивают физические качества, вырабатывают
правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию
движений, устраняют такие физические недостатки как сутулость, косолапость,
искривление позвоночника, улучшает состояние здоровья.
Танцевально
–
общеразвивающих
взаимодействии
ритмическая
упражнениях.
на
гимнастика
основывается
Эффективность
опорно-двигательный
-
аппарат
в
,
ее
на
простых
разностороннем
сердечно
сосудистую,
дыхательную и нервную системы . Эмоциональность достигается не только
музыкальным сопровождением
и элементами танца, входящими в упражнения
танцевально ритмической гимнастики, но и образными упражнениями танцевально
ритмической гимнастики но и образными упражнениями , сюжетными композициями ,
которые
отвечают
возрастным
особенностям
дошкольников
склонных
к
подражанию , копированию действий человека и животных .
1.2
Цель
программы: содействие
всестороннему
развитию
личности
дошкольника. Профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка
посредством сочетания слова, движения, ритма, танца и гимнастики.
Задачи программы:
Речевое развитие
развитие музыкально-речевых способностей
использование музыкально-логопедической ритмики, как средства в проведении
оздоровительно - образовательного процесса
5
преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и
речевых психических функций ребёнка через музыку и движение;
адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды;
Развитие музыкальности:
развитие способности чувствовать настроение и характер музыки;
развитие чувства ритма;
развитие музыкальной памяти.
Развитие двигательных качеств и умений:
развитие точности, координации движений
развитие гибкости и пластичности;
формирование правильной осанки;
развитие умения ориентироваться в пространстве;
обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении
под музыку:
привитие основных навыков в умении слушать музыку и передавать в
движениях её образное содержание;
развитие творческого воображения и фантазии;
развитие способности к импровизации;
Развитие и тренировка психических процессов:
развитие восприятия, внимания, памяти;
развитие мышления, воображения , находчивости
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
воспитание умения сопереживать другому;
воспитание умения вести себя в группе
воспитание чувства такта.
развивать лидерство и инициативу
Укрепление здоровья детей:
способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата
формирование правильной осанки
6
содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов
дыхания, кровообращения, сердечно- сосудистой и нервной систем организма
Совершенствование психомоторных способностей.
Развивать мышечную силу, гибкость выносливость скоростно-силовые
и
координационные способности
Содействовать развитию, умения согласовывать движения с музыкой
Формировать навыки пластичности грациозности и изяществ танцевальных
движений и танцев
1.3 Планируемые результаты освоения программы «Логонотки»
Расширение и активизация словарного запаса.
Формирование умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами,
выразительно передавая заданный характер, образ.
Развитие артикуляционной моторики;
Развитие общей и ориентации в пространстве; мелкой моторики,
Развитие слухового внимания и фонематического слуха;
Развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей;
движений,
Формирование модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности
речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать
дыхание во время пения.
Активизация всех видов внимания и памяти.
Воспитание
у
детей
потребности
в
здоровом
образе
жизни,
чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья
окружающих людей.
2 Содержательный раздел
2.1 Содержание программы
Методы обучения, используемые в программе.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий.
Так в программу входят следующие методики;
7
логоритмика: это
комплексная
методика,
включающая
средства
логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания (речь,
музыка и движение)
танцевально ритмическая гимнастика: игрогимнастика, игропластика, игровой
самомассаж
ритмика: игротанец, музыкально подвижные игры, игроритмика, игры –
путешествия
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму,
облегчает процесс запоминания и освоения программы, повышает эмоциональный
фон занятий, способствует развитию мышления воображения и творческих
способностей ребенка.
Структура логоритмического занятия с детьми в возрасте с 2-3 лет включает:
вводное упражнение (ходьба); упражнение на установление эмоционального контакта
взрослого с ребенком; упражнение, регулирующее мышечный тонус; упражнение на
развитие координации слова с движением; упражнение на развитие речи (активной и
пассивной); игру – забаву с игрушкой; упражнение на развитие предметноманипулятивной деятельности; танец; заключительное упражнение (релаксация).
Каждое занятие повторяется 2 раза (на повторное занятие меняется герой,
атрибуты, некоторые музыкальные произведения) Продолжительность – 10-15 мин.
2.2 Перспективный план занятий по программе «Логонотки»
Месяц
Неделя
Тема
Цель
Октябрь
1-2
Осень
3-4
Овощи
1-2
Фрукты
Учить ходить друг за другом, держась за пояс и
без поддержки – по следам;
- развивать чувство ритма и речевое дыхание;
- формировать умение подпевать;
- упражнять память.
- Продолжать учить сочетать движения и речь;
- упражнять в ходьбе по дорожке со следами;
- развивать слуховое восприятие, умение
подражать, - участвовать в сопряженных
высказываниях
- формировать ритмические способности
- Продолжать учить сочетать движения и речь;
- развивать фонематический слух;
- развивать слуховое восприятие, умение
подражать,
Ноябрь
8
3-4
Игра и
игрушки
Декабрь
1-2
Рукавичка
3-4
Новый год
Январь
1-3
Дружба
Февраль
1-2
Я и мир
3-4
Зайчик в
гостях у
Мишки
1-2
Я и мое тело
3-4
Гигиена
Март
- развивать мелкую моторику
- формировать ритмические способности
развивать координацию движений и чувство
ритма;
- умение подпевать и подговаривать слова;
- развивать фонематический слух;
- умение согласовывать движения с музыкой;
- учить действовать по речевому и неречевому
сигналу;
- развивать умение различать на слух темп речи
и мелодии (быстро-медленно);
- упражнять в умении передавать ритм по
образцу;
- развивать умение повторять алгоритм из пяти
складов (буквенных знаков).
- развивать координацию движений и чувство
ритма;
- умение подпевать и подговаривать слова;
- развивать фонематический слух;
- умение согласовывать движения с музыкой;
- формировать правильное дыхание.
- развивать координацию движений и чувство
ритма;
- умение подпевать и подговаривать слова;
- развивать фонематический слух;
- умение согласовывать движения с музыкой;
- делать самомассаж.
- учить действовать по речевому и неречевому
сигналу;
- развивать восприятие и мышление;
- развивать фонематический слух;
- развивать мелкую моторику
- продолжать учить соотносить склады со
звуками;
- упражнять в дифференциации звука по силе
голоса (громко, тихо);
- закрепить виды ходьбы по речевому сигналу.
развивать координацию движений и чувство
ритма;
- умение подпевать и подговаривать слова;
- развивать фонематический слух;
- умение согласовывать движения с музыкой;
- делать самомассаж.
- развивать координацию движений и чувство
ритма;
9
Апрель
Май
1-2
Теремок
3-4
Весна пришла
1-2
А на дворе
весна
3-4
Маленький
ежик
- учить ориентироваться на своем теле, называть
и показывать его части;
- развивать фонематический слух;
- умение согласовывать движения с музыкой;
- сочетать самомассаж со словами.
- закрепить произношение гласных первого
ряда;
- развивать умение соотносить звуки со
складами;
- учить действовать с предметами под музыку;
- упражнять в построении в круг, движениях с
сомкнутыми и разомкнутыми руками.
- учить ходьбе под музыку по заданному
направлению;
- учить подражать движениям за взрослых;
- развивать мелкую моторику;
- упражнять в пропевании гласных по заданному
алгоритму.
- продолжать учить ходьбе в заданном
направлении;
- упражнять в произношении звукоподражаний;
- упражнять в умении ритмично издавать звуки
(ракушки);
- повторить движения рук с лентами;
- закрепить зрительный образ гласных букв
первого ряда.
- учить выполнять движения в построении
кругом, ходить по кругу;
- закрепить умение различать красный и
зленный цвет, действовать по сигналу;
- упражнять в умении отстукивать, держать
палочку правильно.
3 Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение
Предметы, используемые для реализации программы
На занятиях используются различные предметы: платочки, бубны,, обручи,
плоские кольца, флажки, султанчики, погремушки, цветы, воздушные шарики, мячи,
колокольчики, шляпки.
Технические средства
Музыкальный центр, аудио материал
10
3.2 Оценочные материалы
Диагностика детей проводится для детей 2 лет – только в конце учебного года.
Подведение
итогов
адаптированным
складывается
методикам
и
из
диагностики
результатов
детей
по авторским
анкетирования
и
родителей
обучающихся (приложение 1)
Таблица 1
№
Критерии
Показатели
1.
Навыки социальн
ого поведения
Вежливое,
Дети приветс
не агрессивное обра твуют, проща
щение со
ются,
сверстниками
вежливо
обращаются
к педагогу и
другим
детям самостоятель
но или после напом
инания
взрослого.
Коммуникативн
ые навыки
Оценка наличия нав
ыков социального по
ведения
Возраст 2 – 3 года
Методы и
формы контроля
Метод
– наблюдение, (отмечается
наличие «+» или отсутствие
«-» сформированног
о навыка), адаптированная ме
тодика Козыревой Л.М.
«Дневник развития ребёнка от
2
до 4 лет».
Участие в играх
самостоятельно или
со взрослым.
Ребенок
охотно посеща
ет
занятия.
Наличие
желания
посещать за
нятия (по
оценке роди
телей, закон
ных
представителей).
Высокий уровень: (+++) - наличие сформированных всех указанных
навыков;
Средний уровень: (++ -) – наличие сформированного одного
из указанных навыков или обоих, но не ярко выраженных;
Низкий уровень: (+ - -) – навыки социального поведения
не сформированности или только начали формироваться.
2.
Координаци
я движений
Скоординирован
ность
движений в хоровод
ных играх
При помощи
взрослого дет
и выполняют
упражнения:
- движение
в хороводе
в разных нап
равлениях;
- Не
сложные движ
Метод –
наблюдение, (отмечается нали
чие
«+»
или отсутствие
«-» сформированног о умения)
, адаптированная методика Ко
зыревой Л.М.
«Дневник развития ребёнка от
2
до 4 лет».
11
Оценка общего уровн
я координации
движений
3.
Мелкая моторика
Оценка
общего уровня
мелкой моторики
ения рук и ног,
поскоки,
прыжки.
Подражательные
При помощи
движения (пантомим взрослого
а)
дети пытаются
выполнить подр
ажательные
движения.
Наличие
Показывает
желания показа
дома,
ть
чему научил
свои умения (п
ся
о оценке родит
на занятии (п
елей, законных
альчиковые
представителей)
игры,
подвижные игры
танцы и т.д.)?
Высокий уровень: (+++) - наличие сформированных всех указанных
навыков;
Средний уровень: (+ + -) – наличие сформированного одного
из указанных навыков или обоих, но не ярко выраженных;
Низкий уровень: (- - -) – навыки не сформировались или только
начали формироваться.
Манипулятивная
При
Метод – наблюдение,
деятельность с
помощи взр
(отмечается наличие
«+»
предметами
ослого
или отсутствие
дети выполн
«-» сформированног о умения)
яют манипул
, адаптированная методика Ко
яций с
зыревой Л.М.
предметами
«Дневник развития ребёнка от
(шумовыми
2
инструмента
до 4 лет».
м и,
мячами, игру
шками, лента
ми и т.д.);
выполнение
пальчиковых
упражнений
с помощью
взрослого.
Оценка
Улучшилась
родителей (законны
координация дв
х представителей)
ижений, мелкая
моторика
ребёнка
Высокий уровень: (++) - наличие сформированных всех
указанных навыков;
Средний уровень: (+ -) – наличие сформированного одного из указанных
навыков или обоих, но не ярко выраженных;
12
4.
Речь
Оценка общего уровн
я речи
Низкий уровень: (- -) – навыки не сформировались
или только
начали формироваться.
Пересказ
Метод - беседа, (отмечается
наличие «+» или отсутствие
Расширение
В речи
«-» сформированног о умения)
активного словаря
появляются новые
, адаптированная методика Ко
слова, ребёнок
ими активно пользу зыревой Л.М.
«Дневник развития ребёнка от
ется
2
до 4 лет».
Для детей 3 – 4 года.
Высокий уровень: (++) - наличие сформированных всех
указанных навыков;
Средний уровень: (+ -) – наличие сформированного одного из указанных
навыков или обоих, но не ярко выраженных;
Низкий уровень: (- -) – навыки не сформировались
или только начали формироваться.
Для детей 2 – 3 года.
Высокий уровень: (+) - наличие сформированных всех указанных
навыков;
Низкий уровень: (-) – навыки не сформировались или только начали
Родители заполняют анкету (см. приложение 1) для более объективной оценки уро
вня
развития ребёнка. Результаты
диагностики
заносятся в таблицу № 2. (см.
приложение 2).
Приложение № 1
Анкета для родителей
(авторская разработка)
ФИО ребёнка
1. Пересказывает ли ребёнок содержание занятия (сюжет
сказки)? – нужное подчеркнуть
Да. Иногда. Нет. (для детей от 3 лет)
2. Показывает ли дома, чему научился на занятии (пальчиковые игры, подв
ижные игры танцы и т.д.)?
Да. Иногда. Нет.
3. Отмечаете ли вы улучшения со стороны речи ребёнка (расширение активн
ого словаря)?
Да. Нет. Не знаю.
4. Улучшилось ли физическое состояние ребёнка (координация
движений, мелкая моторика, общая двигательная координация)?
Да. Нет. Не знаю
5. Охотно ли ваш ребенок посещает занятия?
Да. Нет. Иногда. Не знаю.
13
6. Ваше Ф.И.О.
Укажите, пожалуйста, кем вы приходитесь ребенку
вариант): Мама Папа Дедушка Бабушка Сестра Брат Иное
(выберите
нужный
Приложение № 2
Таблица №2
«ОЦЕНКА ОБЩЕГО УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ»
ФИО Навыки социального
поведения
Речь Координация
движений
Мелкая моторика
Общий
уровень
3.3 Используемая литература:
1 Зайцева Н. «Технология раннего и интенсивного обучения грамоте»
2 Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет, - М.: ТЦ
Сфера, 2010. -128 стр. - (Логопед в ДОУ)
3 Кишиневская М, Кузнецова Е «Логоритмика для детей 2—3 лет. Конспекты
занятий»
4 Железновы Е, С. Логоритмика для малышей.
5 Железновы Е, С «Пальчиковые игры под музыку для детей от 1 до 5 лет»
14
15