MyHI4UI4|IAJIbHOE AB TOHOMHOE AOIIKOJIbHOE OEPA3OBATEJTbHOE yqPEXAEHI4E
(AETCKI4fr Cal Jr 37)
,ii
..f
fficuED
IIPI4FIflTO
neAaroruqecKuM coBeroM
rrporoKon J\b ( y' )
e* {l
of. ael
ercruft caa Jt
S
37>
BA
> a8
2025 r.
IIPOTPAMMA
A0rroJrHrrreJrbHofi o6pasoBaTeJrbHofi ycJryrn
(EYKBAPI4K)
Bo:pacr: 6-7 ner
Cpor pe€uru3arlnu: 1 ro4
Pa:pa6orara:
ApoHoea Haram.s Muxafirosna
yrlurenb-nof orreA
nucruefi rnarraSuxaqnonnofi rcaTefop14H
I
Fepe:Hrarcvt,2025
Содержание
I. Целевой раздел образовательной программы
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………3
1.2. Цель Программы………………………………………………………………….....4
1.3. Задачи реализации Программы……………………………………………………...4
1.4. Принципы и методы обучения………………………………………………………4
II. Содержательный раздел программы……………………………………………....5
2.1. Возрастные особенности…………………………………………………..................5
2.2. Методы и направления обучения…………………………………………………....5
2.3. Планируемые результаты………….…………………...............................................8
2.4. Содержание работы……………………………………………...………………..….9
III. Организационный раздел…………………………………………………………10
3.1. Структура занятий…………………………………………………………………..10
3.2. Циклограмма работы кружка……………………………………………………....11
3.3. Условия реализации программы…………………………………………………...12
3.4. Оценка результатов работы кружка………………………………………………..12
Список используемой литературы…..………………………………………………….13
3.6. Приложение 1. Перспективное планирование…………………………………….14
2
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации,
вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и
дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у
них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.
Обучение чтению в дошкольном возрасте - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного
образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их
зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.
Статистические данные говорят о том, что в 1 классе 40% детей с трудом овладевают слиянием букв, а в дальнейшем читают медленно, допускают большое количество ошибок, плохо понимают прочитанное. Письмо этих детей тоже пестрит
ошибками. Наиболее характерна замена букв, соответствующих близким по артикуляционным и акустическим признакам звукам ( с-ш, з-ж, ч-ть, с-з и т.п.). Второй
группой ошибок, не менее характерной для начальной школы, является пропуск
букв (особенно часто пропускаются гласные буквы). Наблюдается так же перестановка букв, пропуски слогов и другие искажения слов.
Если основной причиной ошибок, выделенных в первую группу, является не
достаточное различение звуков, то ошибки второй группы обусловлены неумением
детей выделить звуки из состава слова и определить их последовательность в слове.
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной
образовательной программы обучения грамоте детей 6-7 лет является актуальным.
Основу дополнительной образовательной программы «Букварик» составляют:
1. Теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка - это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, - путь амплификации.
2. Концепция Д.Б. Эльконина, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий. Он считал, что «чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения».
3. Исследования лингвистов, психологов, педагогов (JI.A. Венгер, С.В. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) показали, что дети 5-6летнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, т.к. их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ и стандарты.
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании».
3
«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2009 №
666.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в
Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573).
«Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000
№ 65/23 – 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 № 1155 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Обучение грамоте» (авторы Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская). Она рассчитана на 1 год обучения. Обучение строится на основе пособия «Обучение дошкольников грамоте», (авторы Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская) и дидактические материалы в четырех книгах «Поиграем в слова», «От слова к
звуку», «От звука к букве», «Читаем сами».
1.2. Цель программы: подготовить дошкольников к обучению, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.
1.3. Задачи программы:
1. развивающие:
- развитие фонематического слуха, внимания, памяти, мышления;
- развитие навыка чтения целыми словами и небольшими предложениями;
- сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить
интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению;
2. образовательные:
- обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами;
- закрепление умения проводить звуковой анализ;
- определение количества слова в предложении и составление предложений;
3. воспитательные:
- формирование интереса и любви к чтению;
- воспитание аккуратности, старательности, коммуникабельности, любознательности.
1.4. Принципы и методы обучения
Обучение старших дошкольников чтению строится с учётом принципов: научности, систематичности и последовательности; доступности и посильности; наглядности; сознательности и активности, развитие творческой инициативы; прочности, осознанности и действенности результатов обучения; учёта возрастных осо4
бенностей обучаемых, индивидуализации; дифференцированного подхода; параллельного обучения всем видам речевой деятельности.
В содержание программы заложена возможность реализации следующих психолого-педагогических технологий: коррекционных, развивающих, игровых, технологии личностно-ориентированного подхода, педагогического диагностирования,
информационно-коммуникационных технологий.
II. Содержательный раздел
2.1. Возрастные особенности детей 6-7 лет
5-6 лет – период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к
следующему, совершенно новому этапу в его жизни – обучению в школе.
В этом возрасте чаще всего ребенок:
Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.
Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он
становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.
Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на
непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым
для воды и поэтому тонет.
Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес.
Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда
легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается
от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35-40 минут, выполняя какую-либо
череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.
Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.
2.2. Методы обучения:
а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);
б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса —
5
познавательные игры, создание ситуаций успеха);
в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий
и итоговый).
Обучение чтению ведется по трем направлениям:
• Подготовка к обучению грамоте,
• подготовка к обучению чтению,
• подготовка к обучению письму.
1. Подготовка к обучению грамоте.
Цель — заложить основы грамоты (первоначальное чтение и подготовка к обучению письму).
Общие задачи обучения:
•
знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
•
знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического
(звукового) строения слова;
•
знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
•
научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия
предметов, действий, признаков предмета;
•
научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам
(гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять
слова по звуковому составу;
•
научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
•
научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.
•
Познакомить с печатными буквами
2.
Подготовка к обучению чтению
Основное содержание обучения детей чтению представлено следующими направлениями работы со своим кругом задач:
1. Звуки речи. Учить вслушиваться в звучание слов; узнавать, различать и выделять из них отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина,
конец). Уточнять звучание звуков и их артикуляцию. Учить анализировать особенности произношения и звучания звука (положение губ, языка, зубов, участие голоса,
прохождение воздушной струи). Упражнять в умении различать твердые и мягкие согласные. Дифференцировать звуки, близкие в произношении и по звучанию. Учить
детей устанавливать последовательность звуков в слове. Познакомить с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка –
гласных и согласных.
2. Образ буквы. Познакомить с образами букв русского языка (печатный
шрифт). Способствовать запоминанию ее целостного образа. Упражнять в умении соотносить букву с соответствующим звуком (звуками). Дифференцировать схожие по
изображению буквы.
3. Первоначальное чтение. Дать практическое представление об основном механизме чтения слогов (с введением согласных звуков и букв), т. е. путем упражнений учить ориентироваться на гласную в слоге при его чтении.
4. Предложение. Слово. Дать первоначальное представление о предложении и
6
слове (составление нераспространенных и распространенных предложений; правильное и отчетливое их произнесение; умение слышать отдельные предложения в потоке
речи; членение предложений на слова, последовательное выделение слов из предложений; определение количества слов). Дать первоначальные представления о слоге и
ударении.
3. Подготовка к обучению письму
Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо, прежде всего, является умственным
процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка (даже в самых простых заданиях) под
руководством и при помощи взрослого. Предлагаемая система подготовки к обучению письму включает в себя четыре основных направления, которые являются составной частью занятий по основам грамоты и развитию речи. Каждое направление
наполнено своими задачами и учебным содержанием.
1Развивать руку.
Сформировать правильный захват орудия письма. Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой
палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец
должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает. Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук),
упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя) пальцами»), игровые
упражнения типа «Посолим суп» и др.
Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки. Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для удержания
орудия письма в руке) и чередование силового напряжения и расслабления. Именно
такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.
Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе со штампами, в ручном труде (например, работа с иголкой). Причем во всех перечисленных направлениях работы одновременно формируется щепоть руки.
Развивать мелкую моторику рук.
Систематически развивать мелкую моторику доминирующей руки, сопровождая движения стихами, чистоговорками, рассказами. Активно включать в жизнь детей
разнообразные формы работы для развития мелкой моторики рук (работа с карандашом и со штампами, ниткопись и бисерография и т. п.). Пальчиковая гимнастика в
данном случае – это самые простые упражнения, основанные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола.
Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение,
исключить дрожание руки. В результате выполнения графических упражнений дети
учатся:
а) свободно регулировать движения по размаху, направленности, степени нажима на карандаш, по ритму;
б) ориентироваться на листе бумаги;
в) воспроизводить линии различных конфигураций безотрывным движением
7
руки.
2. Начать подготовку к технике письма.
Развивать пространственную ориентировку.
В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в
пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя,
относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив.
3. Упражнять в аналитико-синтетической деятельности. Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез графических условных
изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв.
4. Формировать элементарные графические умения. Проводить упражнения,
подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (упражнения типа
«Клубочки», «Волны» и др.). формирует навык соблюдения строки, удержания размера фигуры, тиражирования изображения. Все это будет необходимо в школе при
написании букв в тетради. Важно, чтобы каждое графическое упражнение имело
свое название « Гирлянда на елку», «Узор из листьев», «Пропеллеры» и т.д. Такое образное соотнесение позволяет детям за линией, контуром видеть предмет, развивает фантазию, творчество.
2.3. Планируемые результаты
Сформированы такие умения и навыки детей, которые будут способствовать
успешному школьному обучению:
• развит фонематический слух и восприятие
• выделяет из слов звуки;
• умеет отчетливо и ясно произносить слова
• усвоение лексико-грамматического строя речи;
• выделять слова и предложения из речи;
• соблюдать орфоэпические нормы произношения
• развиты навыки звукового анализа и синтеза;
• раскрывает смысл несложных слов;
• составляет предложения по опорным словам, по заданной теме
Сформированность навыков, которые позволят ребёнку овладеть не только
чтением, но и подготовят его к более сложному виду письменной речи – письму:
• развито зрительно-пространственные представления
• графо-моторные навыки
• тонкая ручная моторика
Сформированность навыка чтения:
• Овладение звуко-буквенными обозначениями;
• Овладение слиянием букв в слоги разной степени трудности;
• Овладение умением читать и одновременно понимать смысл читаемого слова;
• Овладение умением читать и воспринимать прочитанные слова в качестве
частей какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.
У ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание,
память, мышление.
8
2.4. Содержание работы
Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.
Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости
от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими
правилами и
нормами»:
30 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет).
Учебный план
Обучение
чтению
форма проведения
фронтальная
количество занятий
год
64 занятия
количество занятий в
неделю
2 занятия
Содержание занятий:
1.Звуки:
- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное
обозначение;
- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, ударный гласный
звук, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких,
глухих согласных;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в
слове;
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
2.Буквы:
- знакомство с буквами;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- согласные и гласные буквы;
- соотнесение букв и звуков.
3.Слоги:
- понятие «слог», слоговой анализ слов;
- подбор слов на заданное количество слогов;
- выделение в словах первого и последнего слогов;
- подбор слов на заданный слог;
- составление прямых и обратных слогов.
4.Слова:
- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в
названии картинок;
- выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре
9
слова;
- последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
5. Словосочетание:
-знакомство с понятием «словосочетание»;
-дифференциация понятий «слово – словосочетание»;
-грамматическое оформление словосочетания: согласование, управление.
6. Предложение:
-знакомство с понятием «предложение»;
-дифференциация понятий «слово – предложение», «предложение – не предложение»;
-работа с деформированным предложением;
-интонационная законченность.
7. Текст:
-знакомство с понятием «текст»;
-дифференциация понятий «предложение – текст», «текст – не текст»;
-работа с деформированным текстом;
-пересказ текста.
III. Организационный раздел
В начале октября проводится первичное обследование детей по разделу «Обучение грамоте» с целью уточнения знаний детьми материала данного раздела и выяснения, что знают дети о буквах и умеют ли сливать их в слоги и слова. При этом
оценка результатов производится с учётом программных требований данной возрастной группы для детей детского сада общего вида.
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю в вечернее время согласно расписания. Дополнительная индивидуальная работа с детьми осуществляется дома в
тетрадях по заданию педагога.
3.1. Структура занятий
В структуре занятий выделяются следующие
этапы: организационный
момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление,
обобщение изученного материала и подведение итогов занятия.
Структура занятий.
1. Введение в тему занятия (выделение дежурного звука
из предложений, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, беседа)
2. Повторение пройденного материала. Речевые и дидактические игры.
3. Упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе.
4. Физминутка
5. Знакомство с новой буквой (выкладывание из палочек, выгибание из проволоки…)
6. Чтение таблиц и текстов.
7. Работа в тетради.
8. Итог
Занятие делиться на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части с помощью наглядно-дидактического материала проводиться работа над
закреплением букв, грамматическим строем речи. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
10
3.2.Циклограмма работы кружка «Букварик»
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
-
-
15.40
-
15.40
Почасовая разбивка
Тема занятия
Обследование детей
Звук и буква А
Особенная буква Я
Звук и буква О.
Особенная буква Ё.
Звук и буква У.
Особенная буква Ю.
Звук и буква Ы.
Звук и буква И.
Звук и буква Э.
Особенная буква Е.
Обобщение «Гласные буквы».
Звук и буква М.
Звук и буква Н.
Звук и буква Р.
Звук и буква Л.
Закрепление темы
согласные звуки
Звук и буква Г.
Звук и буква К.
Звук и буква С.
Звук и буква З.
Звук и буква Ш.
Звук и буква Ж
Всегда твёрдые звуки. Закрепление правил написания «ЖИ», «ШИ»
Звук и буква Д.
Звук и буква Т.
Буква Ь
Повторение «Особенные буквы»
Звук и буква П.
Звук и буква Б.
Звук и буква В.
Звук и буква Ф.
Звук и буква Й.
Звук и буква Ч.
Звук и буква Щ.
Всегда мягкие звуки. Правила написания «ЧА», «ЩА»
Звук и буква Ц.
Звук и буква Х.
Буква Ъ.
Алфавит.
Повторение пройденного
Итоговая диагностика
11
Кол-во часов
1 час
30 мин
1 час
30 мин
1 час
30 мин
1 час
30 мин
30 мин
30 мин
1 час
1 час
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
1 час
1 час
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
1 час
30 мин
1 час
1 час
3.3. Условия реализации программы
Раздаточный материал:
1. Кассы букв.
2. Таблицы для чтения.
3. Наборы для звуко-слогового анализа.
4. Абаки (слов и слогов).
5. Счётные палочки
6. Материал для развития мелкой моторики.
Демонстрационный материал:
1. Магнитная азбука.
2. Звучащая азбука («Первый раз в первый класс»).
3. Звуковые таблицы для чтения.
4. Таблицы написания печатных и прописных букв.
5. Настенная касса букв.
6. ТСО: компьютер, мульти-медиа плейер.
7. Компьютерные программы, презентации по знакомству с буквами.
3.4. Оценка результатов работы кружка
По окончании обучения у ребёнка должен быть сформирован навык осознанного грамотного чтения.
Диагностическое исследование навыков чтения проводится по 4 критериям:
скорость чтения, способ чтения, правильность, понимание смысла прочитанного.
В конце мая педагог проводит итоговое обследование детей с целью проверки
динамики в усвоении детьми материала. Результаты обследования оформляются в
форме отчёта об эффективности работы кружка.
12
Список используемой литературы
1. Андрианова Т.М. «В мире звуков и букв» - М.: Астрель, 2013г.;
2. Галкина «Звуки, буквы я учу!»;
3. Гоголева Н. А. «Я учу звуки и буквы» рабочая тетрадь М.: Творческий центр
СФЕРА, 2010;
4. Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте», М. «Школа – Пресс», 1998г
5. Журова Л. Е. «Азбука для дошкольников» рабочая тетрадь М.: Издательский
центр Вентана - Граф 2011
6. Калинина И.Л. «Учим детей читать и писать» - М.: Издательство «Флинта»,
1997г.;
7. Колесникова Е.В. «От звука к букве». Демонстрационный материал и методические рекомендации для обучения звукобуквенному анализу. – М., 2001. – 64с.
8. Колесникова Е.В. «Я начинаю читать» - М., 1998, 48 с.;
9. Маханева М. Д., Гоголева Н.А. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2010.
10. Новоторцева Н.В. «Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома.
– Ярославль: Академия развития, Академия К, 1999г.;
11. Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов» - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2002г.;
12. Шастаполова Ю.С. «Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников – СПб.: ООО «издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2012г.;
13
№3,
№3,
7,8. Особенная буква Комплекс
Ё.
упр.1, 2
Звук и буква У.
Особенная буква Комплекс
Ю.
упр. 1, 2.
9.
10,
11.
Звуко-слоговой
анализ
14
слов
Составление предложений
по действию.
Печатать Я, я.
Составление предложений
по действию товарища.
Печатать О, о.
Составление предложений
по действиям.
Печатать А, а.
Навыки чтения и письма
Составление предложений
с заданным словом.
Печатать Ё, ё.
Составление предложений
из 3 слов с союзом «и».
Печатать У, у.
«юла», «Запись» предложений из
3 слов (схема).
Печатать Ю, ю.
Обследование детей
Игра «Назови слова». Выделение
ударного
Найди А среди других гласного. Термин «гласный звук». Анализ слова
букв.
«кран».
Игра «Исправь ошибку» Анализ
слова
«мяч»,
«яма». Игра «Назови слова»
Игра «Кто вниматель- Анализ слов «Оля», «роный» (зрительный дик- за»
тант: палочки), «Назови
слова».
Игра «Кто вниматель- Анализ слова «ёлка»,
ный» (зрительный дик- «свёкла».
тант), «Назови слова».
Игра «Поймай звук», Анализ слов «груша»,
«Назови слова».
«сумка».
Зрительное восприятие
№4, Игра «Кто вниматель- Анализ
ный» (зрительный дик- «утюг».
тант: комбинации палочек).
№2,
Комплекс
упр. 5, 6
6.
Комплекс
упр. 5, 6.
№2,
4,5. Особенная буква Комплекс
Я
упр. 1, 2
Звук и буква О.
№1,
Звук и буква А
1,2
3.
Мелкая моторика
Комплекс
упр. 5, 6
Тема занятия
№
Перспективный план работы кружка
«Букварик»
(Обучение чтению и письму детей дошкольного возраста).
Приложение 1
Звук и буква Э.
14.
22.
21.
20.
19.
17.
18
15,
16.
Звук и буква И.
13.
Комплекс
упр. 3, 4.
Комплекс
упр. 1, 2.
Комплекс
упр. 5, 6.
№4, Найди Ы среди других
букв. Выкладывание из
палочек.
№5, Игра «Кто внимательный». Найди И среди
других букв.
Анализ слова «дым»,
«мышка». Игра «назови
слова».
Анализ
слов
«кит»,
«мишка». Подбор слов к
данной схеме.
«Запись» предложений из
3 слов.
Печатать ы.
Печатать И, и, ИА.
15
№5, Игра «Кто вниматель- Анализ слова «эхо». Под- Печатать Э, э.
ный». Найди Э среди бор слов к данной схеме.
других букв.
Особенная буква Комплекс №5, Зрительный диктант (из Анализ слов «ель», «мел». Составление и «чтение»
Е.
упр.4, 5.
палочек).
предложений из 3 слов.
Печатать Е, е.
Деление предложений на Составление схем приду- Печатание букв под дикОбобщение
Нахождение
товку.
«Гласные бук- знакомых букв слова (называть по по- манных слов.
рядку).
по заданию.
вы».
Звук и буква М. Комплекс №6, Нахождение М среди Анализ слова «мама», Чтение слогов со звуком
упр.3, 4.
других букв, выклады- «мимо». Назови слова со М, текст №1.
вание из палочек.
звуком М. Термин «со- Печатать М, м и слоги.
гласный звук».
Звук и буква Н. Комплекс №7, Игра «Назови слова». Анализ слова «Нина». На- Составление предложений
упр. 2, 3.
Выкладывание из пало- зови слова со звуками Н, с данным словом. Чтение
чек.
НЬ. Термин «согласный текста №2.
Печатать Н, н и слоги.
звук».
Звук и буква Р.
Комплекс
уп- Подбери слово к модели. Выделение из слов удар- Чтение слов и текста.
ражнений №8, Выгибание буквы из ного гласного. Анализ Печатание Р, р и слогов.
проволоки.
слова «нора».
упр. 4, 5
Звук и буква Л.
Комплекс №9, Подбери слово к схеме. Деление предложений на Чтение слогов и текста.
упр. 1, 2.
Выделение Л среди дру- слова. Анализ слов «Ле- Печатание Л, л и слогов,
гих букв. Выкладывание на», «луна».
слова «мал».
Звук и буква Ы.
12.
33,
34.
32.
30.
31.
29.
28.
27.
26.
25.
23.
24.
16
«Запись»
предложения: Чтение слов и текста. ПеГаля мыла ноги.
чатать слоги и слово
«гол».
Выкладывание предложе- Чтение текста.
ния «У Киры кукла».
Печатать слоги и слово
«ком».
Звук и буква С.
Комплекс №10, На что похожа С. Найди Схема: Сима и Соня игра- Чтение текста. Печатание
упр. 2, 3.
её среди других букв. ли. Назови слова с удар- букв, слогов и слова «сук».
Выгибание из проволоки ным гласным О.
Звук и буква З.
Комплекс №10, Подбери слова к схеме.
Выложи: «У Зины розы». Чтение текста. Печатать
упр.4, 5.
буквы, слоги и слово «зал»
Звук и буква Ш. Комплекс №11, На что похожа Ш. Вы- Выложи: «У кошки уш- Чтение и пересказ текста.
упр.4, 5.
кладывание букв из па- ки». Назови слова со зву- Правописание ШИ.
ком Ш. Игра «Живые зву- Печатать ШУМ, ШАР.
лочек.
ки».
Звук и буква Ж
Комплекс №11, На что похожа Ж. вы- Выложи: «На лугу жук». Чтение текста. Правило
упр. 4, 5.
кладывание из палочек, Термин «твёрдый соглас- ЖИ. Печатание букв, словылепить из пластилина. ный звук».
гов и ЖИР, ЖАР.
Всегда твёрдые звуки. Закрепление правил написания ЖИ«, «ШИ»
Звук и буква Д.
Комплекс №12, Выложи из палочек Отличие звуков от букв. Чтение текста. Печатать
упр.1, 2.
гласные. Подбор слов к Термин «звонкий соглас- слоги и «дом», «сады».
ный».
схеме.
Звук и буква Т.
Комплекс №12, Найди Т среди других Обозначение
ударного Чтение текста. Печатать
упр.3, 4.
букв.
Выкладывание гласного. Термин «глухой слоги и «там», «рот».
букв по описанию.
согласный».
Буква Ь.
Пальчиковый
На что похож Ь. Подбор Постановка ударения в Составление предложений
тренинг «Ири- слов к схеме.
словах. Выделение твёр- с заданным словом. Печа-
Закрепление темы согласные звуки
Звук и буква Г.
Комплекс №9, Зрительный диктант (из
упр. 5, 6.
палочек), выкладывание
букв по описанию.
Звук и буква К.
Комплекс №10, Выкладывание букв по
упр. 1-3.
загадкам.
и выгибание.
Звук и буква Ф.
Буква Й.
Звук и буква Ч.
Звук и буква Щ.
Всегда мягкие звуки. Правила написания «ЧА», «ЩА»
Звук и буква Ц. Пальчиковый
На какие буквы похожа Игра «Назови пару». вы- Чтение текста. Печатание
40.
41.
42.
43.
44.
45.
17
Расстановка ударения в
словах. Термин «глухой
согласный звук».
Термин «мягкий согласный звук». Назови изученные согласные буквы.
Анализ слова «часы».
Термин «мягкий согласный звук».
Анализ слова «щука».
Термин «мягкий согласный звук».
Звук и буква В.
39.
Чтение текста. Печатание
букв, слогов и слов «чай»,
«чудо». Правило ЧА, ЧУ.
Правило написания ЩА,
ЩУ. Чтение текста. Печатать буквы, слоги и «щука».
Чтение текста. Печатать
буквы, слоги и слова «фара», «флаг».
Чтение текста. Печатать:
«мой», «май», «сарай».
Чтение текста. Печатание
букв, слогов и слов «баба»,
«бал».
Чтение текста. Печатать
буквы, слоги и слова «Вова», «вата».
Чтение текста. Печатать
слоги и «пол», «пар».
Звук и буква Б.
Постановка ударения в
словах. Термин «глухой
согласный».
Выложи: «У Бори белка».
Термин «Звонкий согласный звук».
Постановка ударения в
словах.
Выложи: «Воет ветер».
38.
Выложи: «Петя поёт».
Выкладывание и выгибание буквы из палочек.
Размести бук. в домики.
Выгиб. из проволоки.
Подбери слово к схеме
Пристёгивание
Найди В среди других
мячей.
букв. Выгибание из проволоки и выкладывание
из палочек.
«разорви цепоч- На какие буквы похожа
ку», «Пальчики Ф. Выложи такую же.
здороваются».
Пальчиковый
Сравнение схем двух
тренинг «Зайка». слов. Назови изученные
буквы.
Пальчиковый
Игра «Цепочка слов». На
тренинг «мышки какую букву похожа.
Выгибан. из проволоки.
и пышки».
Пальчиковый
На какую букву похожа.
тренинг
«Ще- Выложи такую же, но
вниз головой: П, Р.
ли».
Звук и буква П.
37.
Пальчиковый
тренинг «Дружная семейка».
Комплекс №10,
упр.1-3.
Повторение пройденного материала по теме «особенные буквы»
дого и мягкого согласно- тать «соль, мель, ель».
го.
Чтение текста.
35,
36.
ски от киски».
5057.
5860
49.
47,
48.
46.
18
«Цып- Ц. Выкладывание из па- кладывание: «У курицы букв, слогов и слова «лилочек.
цыплята». Термин «твёр- цо».
дый согласный звук».
Звук и буква Х. Пальчиковый
Цепочки слов. Выложи Выкладывание: «У слона Чтение текста. Печатание
хобот».сколько раз Х в букв, слогов и слов «мех»,
тренинг «Хри- букву из палочек.
зантемы».
стихотворении.
«хлеб».
Буква Ъ.
Пальчиковый
Цепочки слов. На какие Анализ слов «сел» и Чтение текста. Печатать
тренинг «Овеч- буквы похож Ъ. выложи «съел. Придумать пред- «съел».
ложения с заданным слоки».
вверх ногами М и Р.
вом».
Алфавит.
Шнуровки.
Выкладывание букв из Закрепить все термины.
Чтение С.Маршака «Алпалочек.
Схемы слов. Звук-буква.
фавит». Письмо под дикт.
Повторение пройденного материала. Чтение предложений и текстов. Печатание под диктовку слов и простых предложений. Повторить правила написания предложений.
Итоговая диагностика детей
тренинг
лята».