Содержание
І. Пояснительная записка..................................................................................................3
1.1. Актуальность программы ...........................................................................................3
1.2. Цель и задачи программы ..........................................................................................4
1.3. Итоговые знания, навыки и умения детей (к концу года)................... …………..7
II. Тематический план программы………………………………………………… .......8
Список литературы……………………………………………………………………..12
1
І. Пояснительная записка
Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок
В.А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию мелкой
моторики. Считается, чем больше развиты пальчики детей, тем успешнее будет
формироваться его речь, тем успешнее будет ребенок в школе. Недаром мудрая
пословица гласит: «Рука научит голову».
В настоящее время используется большое количество средств и методов
для развития мелкой моторики. Это рисование (мелки, карандаши, краски),
лепка, работа с ножницами, которая требует точности движений и силы,
всевозможные мелкие конструкторы, мозаики, игрушки, штриховки, обводки.
Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики детей
считается работа с тканью, различными видами ниток в различных техниках:
* Ниткография – выкладывание с помощью шнурка или толстой нити
контурных изображений;
*Изонить – техника получения изображения нитками на твердом
основании;
*Ниткопись создание с помощью нитей на шершавой поверхности
различных картин;
*Различные виды простейшего ткачества;
*Лоскутная аппликация;
*Куклы, игрушки из лоскутов ткани;
*Украшения из пряжи, ткани и т,д.
Это прекрасные способы подготовки ручек к более сложным видам
рукоделия: прядения, ткачества, вязания. Возможность развивать чувство
прекрасного, усидчивость, самодостаточность и самоудовлетворение.
Все эти техники комплексно воздействует на развитие ребёнка: повышает
сенсорную чувствительность, развивает воображение, пространственное
мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу
обеих рук, формирует умение планировать работу, предвидеть результат,
вносить коррективы в первоначальный замысел.
При составлении данной программы были использованы работы таких
авторов как Т.В. Наумова, Л.Н. Крылова, М.А. Кузмина.
1.1. Актуальность программы
Всем педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста, очень
хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи.
Развитие мелкой моторики пальцев рук является так же одним из показателей
интеллектуальности ребенка.
Специфика занятий расширяет возможности для познания прекрасного,
для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к
действительности. Создавая рисунок, изделие с помощью нитки, ткани ребёнок
2
ещё раз переживает тот эмоциональный подъём, который присутствовал во
время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса.
Специфика занятий расширяет возможности для познания прекрасного, для
развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Сам создавая что-то прекрасное, ребёнок ещё раз переживает тот
эмоциональный подъём, который присутствовал во время наблюдения. Он
испытывает огромное удовольствие от процесса.
Программа позволяет развивать у детей не только художественные
способности, но и коммуникативные навыки в процессе изобразительной и
продуктивной деятельности.
Гибкая форма организации детской деятельности позволяет учитывать
индивидуальные особенности и возможности детей, уровень развития
технических умений и навыков, эмоциональную отзывчивость каждого ребёнка
на предложенное задание и другие возможные факторы. Состав мини-группы
одновременно работающих детей может меняться в соответствии с
вышеуказанными причинами. Каждый ребёнок работает на своём уровне
сложности, начинает работу с того места, где закончил. В результате у детей
происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения,
улучшение личных взаимоотношений.
Отличительной особенностью программы является развитие у детей
творческих способностей, овладение различными техниками работы с
материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в
процессе, включение детей в самостоятельную творческую деятельность, а
также развитие у детей интеллектуальных и коммуникативных способностей,
эмоциональной сферы, психических процессов.
Работа с различными материалами комплексно воздействует на развитие
ребёнка: повышает сенсорную чувствительность, развивает воображение,
пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику,
синхронизирует работу обеих рук, формирует умение планировать работу,
предвидеть результат, вносить коррективы в первоначальный замысел, а также
способствует развитию речи дошкольников.
Программа кружка реализуется на платной основе в процессе занятий
игрового характера.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития творческих,
коммуникативных и интеллектуальных способностей младших дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить детей с нетрадиционными техниками творчества.
2. Показать алгоритм работы в различных техниках.
3. Способствовать формированию умения работать с тканями, нитками;
умения составлять простые композиции.
4. Поддерживать интерес к нетрадиционному художественному
творчеству и проявление инициативы. Способствовать развитию воображения,
чувство формы и цвета, мелкой моторики рук, глазомера, сенсорного восприятия,
логического мышления, речи и обогащению словарного запаса.
5. Способствовать воспитанию навыков аккуратной работы, проявлению
3
самостоятельности,
отзывчивости,
желания
участвовать
в
создании
индивидуальных и коллективных работах, помогать товарищам.
Направленность: развивающая, художественно-эстетическая.
Ведущая деятельность: продуктивная, игровая.
Основные методы, используемые при реализации программы:
• Методы организации и осуществления детской деятельности (словесные;
наглядные; практические; игровые; репродуктивные; проблемные).
• Методы стимулирования и мотивации (познавательные игры;
проблемные ситуации; наводящие вопросы; дискуссии; создание ситуаций
успеха, признания и поддержки; насыщение деятельности впечатлениями и
открытиями; введение системы стимулирования – фишки, наклейки, призы).
• Методы
контроля
и
самоконтроля
(фронтальный
и
дифференцированный, текущий и итоговый).
Принципы построения программы:
− Системность и последовательность – от простого к сложному;
постепенное усложнение программного материала, методов и приёмов
руководства детской деятельностью;
− индивидуальный подход к детям.
Срок
реализац
ии
Кол-во
час. в
неделю
Время
одного
занятия
Режим
занятий
Кол-во
детей
Кол-во
часов в
год
Теория на
занятии
Практика
на занятии
Материально-техническое обеспечение.
В процессе образовательной деятельности используются ТСО, нагляднодемонстрационный материал, а также различные материалы:
игровое оборудование (игры, игрушки); учебное оборудование (мольберт,
ткацкие рамки, шаблоны и т.д.); учебно-наглядными пособиями (тематические
книги, плакаты, картины, и др.); технические средства (принтеры, сканеры,
фотоаппарат, магнитофон); носители информации (СД, DVD - диски, флеши карты, видеокассеты, аудиокассеты); пряжа и нити различного качества и цвета;
лоскуты ткани; листы картона (тонированной и бархатной бумаги) с
изображением рисунка; шаблоны из различных материалов; природные
материалы; клей ПВА; баночки под клей; ножницы; клеенки на столы; ватные
палочки, диски; одноразовые тарелочки (для ниток); зубочистки; тряпочки для
рук.
Примечание. Набор в кружок детей осуществляется без какого-либо
ограничения, без конкурсных отборов и независимо от наличия у них природных
и специальных физических данных.
Категория дошкольников:
Занятия посещают воспитанники – 4-5 лет.
Количество детей в группе – 6-10 человек.
Форма проведения: занятие. Проводиться с подгруппой.
Организационные основы
1 год
1
30 мин
1 р. в
неделю
10
30
5-10 мин
20-25
мин
4
Работа по формированию навыков по «ниткографии» проводится в
несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые
задачи.
1. Подготовительный этап.
- Освоить прием выполнения рисунка нитками по контуру (по горизонтали и
вертикали, по кругу).
- Освоить прием заполнения контура резаными материалами.
- Освоить прием выкладывать нитки по спирали.
- Освоить навыками работы с тканями.
- Овладеть навыком действовать по образцу.
- Овладеть навыком работы на ограниченном пространстве.
2. Основной
- Развить выбирать нитки, ткани нужного цвета.
- Овладеть навыком отрезать материал нужного размера.
- Овладеть навыком аккуратно, выполнять свои работы.
- Развить умение восстанавливать последовательности выполняемых
действий.
- Развить умение действовать по словесному указанию воспитателя.
- Развить умение доводить дело до конца.
3. Итоговый
- Стремиться самостоятельно решать творческие задачи.
- Воспитывать желание самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Структура занятий:
• Организационный момент.
• Объявление темы: проблемная ситуация, дидактическая игра.
• Пальчиковая гимнастика.
• Рассматривание и анализ образца.
• Разъяснение алгоритма действий.
• Самостоятельное выполнение работы.
• Подведение итогов.
Каждое занятие включает мотивацию, художественное слово, пальчиковую
гимнастику, физкультминутку. Во время выполнения работ для снятия излишней
возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы
используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки, а также элементы
сказкотерапии. На занятиях осуществляется индивидуальный подход.
Каждое занятие начинается с создания положительного отношения к теме и
способу ее реализации и включает в себя теоретическую часть и практическое
выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала,
информация познавательного характера, общие сведения о предмете
изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ,
отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет сформировать
у ребенка представление о последовательности в работе, развить навыки
самоконтроля.
Техника выполнения изделий, должна быть несложной, а время, затраченное
на изготовление – минимальным, чтобы дети могли быстрее увидеть результаты
5
своего труда. Это способствует развитию их интереса к деятельности, побуждает
стремление к самостоятельности. Изделия должны найти практическое
применение.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности
заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени
усвоения ими учебного материала.
1.3. Итоговые знания, навыки и умения детей (к концу года)
Формой проведения итогов реализации программы являются:
• Тематические выставки в группе.
• Творческий отчёт руководителя кружка
Ожидаемые результаты:
• дети имеют представления о различных техниках и способах работы с
различными материалами;
• дети владеют простейшими техническими приемами работы с нитками и
тканями;
• дети проявляют творческую активность и появится уверенность в себе;
• у детей повысится уровень развития мелкой моторики пальцев, сенсорного
восприятия, глазомера, художественных способностей, волевых качеств
(усидчивости, умения доводить начатое дело до конца) и эстетического вкуса;
• у детей возникнет желание создавать поделки своими руками, дети радуются
полученному результату в процессе изготовления красивых, полезных вещей,
приобретают уверенность в своих возможностей;
• увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения
звуков.
№
Тема
II. Тематический план программы
Цель
Сентябрь (Аппликации из нарезанных ниток)
1 «Ознакомление»
Познакомить с материалами и инструментами: нитками, тканью,
специальной ручкой, шпажкой, основой.
Рассказать о технике ниткографии, показать примеры, дать
попробовать
2 «Осеннее дерево»
Познакомить детей с техникой рисования «ниткография», со
свойствами шерстяных ниток; развивать моторику рук,
аккуратность; способствовать развитию интереса к деятельности
А3 «Пушистые листья»
Развивать умение работать с ножницами.
Продолжать развивать творческую фантазию, создавая
изображение вазы с осенними листьями
4 «Гриб Боровик»
Развивать умение пользоваться клеем, быть аккуратным.
Воспитывать усидчивость.
Воспитывать желание доводить начатое до конца
5 «Мухоморчик»
Воспитывать желание помогать товарищам, испытывающим
затруднения в выполнении работы. Совершенствовать умение
создавать изображение, заполняя контур
Ноябрь (Аппликации из нарезанных ниток)
6
6
«Наливное
яблочко»
7
«Фруктовый
натюрморт»
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Совершенствовать умение создавать изображение, заполняя
контур. Развивать моторику рук, аккуратность, способствовать
развитию интереса к
деятельности
Вызвать у детей желание изготовить изображение овощей и
фруктов, проявляя свое творчество.
Воспитывать усидчивость
Развивать технические умения – аккуратно на клей по контуру
рисунка выкладывать кусочки шерстяной нити; воспитывать
чувство взаимопомощи
«Загадки с грядки»
(самостоятельный
выбор шаблонов
для работы детей)
«Цветы для
Продолжать знакомить детей со способом работы с резаными
мамочки» (подарок ко
нитями; совершенствовать умение создавать изображение,
дню матери) 1
заполняя контур, развивать моторику рук, аккуратность,
занятие
способствовать развитию интереса к деятельности
«Цветы для
Совершенствовать умение создавать изображение, заполняя
мамочки» (подарок ко
контур, познакомить с способом оформления рамок, развивать
дню матери) 2
моторику рук, аккуратность, способствовать развитию интереса к
занятие
деятельности
Декабрь (Аппликации из целых ниток по прямой и волнистым линиям)
«Снегирь на ветке»
Побуждать детей использовать в работе разные способы
изображения, подбирать необходимые цвета нитей.
Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность,
усидчивость, заботливое отношение к зимующим птицам
Уточнить с детьми время года, зимние приметы. Знакомить
«Снежинки»
детей с изображениями ажурных снежинок.
Развивать мелкую моторику рук, аккуратность
«Дерево в снегу» (нитки Упражнять в умении обрисовывать контуры веток длинными и
+ соль)
короткими нитками. Развивать мелкую моторику рук,
аккуратность.
Развивать мелкую моторику рук, воображение и творчество
«Новогодняя елочка»
Совершенствовать умение создавать изображение, составлять
теплую и холодную цветовую гамму с помощью ниток.
Закреплять умение пользоваться ножницами, воспитывать
внимательность, неторопливость
Январь (Аппликации из целых ниток по кругу)
«Рождественский
Развивать мелкую моторику рук, усидчивость. Воспитывать
колокольчик»
желание помогать товарищам, которые затрудняются выполнить
то или иное действие. Создавать изображение колокольчика, не
выходя за контур, использовать в работе разнообразную
цветовую гамму и способы работы
Продолжать знакомить детей со способом работы с наклеиванием
«Заяц белый»
нитей
по контуру; совершенствовать умение
создавать
(самостоятельный
изображение,
заполняя
контур,
развивать
моторику
рук,
выбор шаблонов для
аккуратность, способствовать развитию интереса к деятельности
работы детей)
Февраль (Смешанные композиции)
детей
со способом
скручивания нитей
«Парк зимой» 1 занятие Познакомить
спиралью (завитушки), и наклеивать их на основу.
Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность,
усидчивость
«Парк зимой» 2 занятие Продолжать знакомить детей со способом скручивания нитей
спиралью (завитушки), и наклеивать их на основу; развивать
умение работать ножницами, клеем
7
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
«Портрет для папы» 1
занятие
Совершенствовать умение использовать в работе задуманное на
основе полученных ранее умений и навыков.
Развивать воображение. Воспитывать аккуратность, желание
помогать товарищам
«Портрет для папы» 2
Вызвать у детей желание изготовить подарок для папы, проявляя
занятие
свое
творчество,
индивидуальность.
Развивать
умение
пользоваться ножницами, воспитывать заботливое отношение к
папам, внимательность, аккуратность
Март (Аппликации из целых ниток по кругу)
«Рамка для фото» 1
Познакомить с вариантом изготовления подарка для мамы.
занятие
Развивать у детей эстетические чувства цвета и композиции.
Воспитывать любовь и уважение к мамам
«Рамка для фото» 2
Продолжать упражнять в создании ритмического узора, подбирая
занятие
необходимые цвета нитей. Развивать мелкую моторику рук,
воспитывать, усидчивость, самостоятельность
«В мире сказок» 1
Побуждать
создавать
изображение
по сюжету сказки.
занятие
Совершенствовать умение подбирать нитки для работы.
Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать
аккуратность
«В мире сказок» 2
Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать
занятие
кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую
моторику рук, воспитывать аккуратность
Апрель
«Пушистые облака»
Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать
кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую
моторику рук, воспитывать аккуратность. Продолжать выполнять
начатую работу, развивать моторику рук, аккуратность,
способствовать развитию интереса к деятельности
«Первые проталины»
Совершенствовать умение подбирать необходимые цвета нитей
для работы, отрезать необходимую длину, заполняя фон.
Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность,
усидчивость. Воспитывать чувство прекрасного
«Подснежники»
Совершенствовать умение подбирать необходимые цвета нитей
для работы, отрезать необходимую длину, зарисовывая
контуры цветов.
Развивать мелкую моторику рук, воображение и творчество
«Одуванчик»
Совершенствовать умение подбирать необходимые цвета нитей
для работы, отрезать необходимую длину, заполняя фон.
Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность,
усидчивость.
Воспитывать чувство прекрасного
«Бабочки»
Уточнить представления детей о насекомых. Совершенствовать
умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на
основу.
Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать
любовь к природе
Май
«Улитка»
Уточнить представления детей о насекомых. Совершенствовать
умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на
основу.
Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать
любовь к природе
«Цветочки в
Совершенствовать навыки выполнения работы.
зелёной траве»
Развивать творческую фантазию. Развивать умение быть
8
32
«Подарок детскому
сад»
аккуратным, убирать свое рабочее место
Закрепить знания, умения, навыки. Сделать вместе с родителями
подарок детскому саду. Укреплять связь детского сада и родителей
(законных представителей). Укреплять семейные отношения,
развивать традиции
9
Список литературы
1. Горичева В.С., Филиппова Т. В. Мы наклеим на листок солнце, небо и
цветок. – Ярославль: Академия развития, 2000.
2. Гультяева Н.В. Ниткография «Солнечная система» //Дошкольное
воспитание - №2, 2004.
3. Малышева А.Н. Работа с нитками и тканью. – Ярославль: Академия
развития, 2001.
4. Малышева А.Н. Работа с нитками и тканью. – Ярославль: Академия
развития, 2001.
5. Никитина А. В. Рисование веревочкой. Практическое пособие для
работы с детьми дошкольного возраста в логопедических садах. - КАРО, 2006.
7. Новиковская О.А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию
пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб: Паритет, 2008 г.
8. Хазнбанк В., Хёниш Э. Сделай сам. – Берлин: издательство Фолькунд
Биссен, 1990.
10