Речевичок

MYHI,IIII4IIAJIbHOE ABTOHOMHOE AOIIKOJIbHOE OEPA3OBATEJIbHOE YI{PEX,4EHI4E
(AETCKr4ft Cnn}|b 37)

ftr

IIPI4H'ITO
rreAalofllqecKuM coBeToM
nporoKon Ns << y' >> 48 2tr

OY  zg

2025 r.

ilPOTPAMMA
A O rr oJr H r{TeJr b H o fi o 6p aso B aTeJr b H o fi ycJryf r,r
(PETIEBtrIIIOK>

Bo:pacr: 5-6 ner
Cpor pe€rnlr3arluz:

1

ro4

Paspa6orala:
Aponoea Harams MraxafirosHa
rrzTenb-nof orreA
sHcruefi rnanz$zrcaquonnofi xaTefoptlLr

(
Eepe:nurca,2025

Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………………...……4
1.1. Цель Программы…………………………………………………………….……...5
1.2. Задачи реализации Программы…………………………………………………...…5
2. Перспективное планирование……………………………………………………...….5
3. Методическое обеспечение…………………………………...……………………..12
Список используемой литературы …………………………………………………..…13

2

1. Пояснительная записка
Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий
успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его
возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со
сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое
развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического
развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом.
Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее
чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Одна из задач ФГОС ДО - охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей, а самое главное их эмоционального
благополучия.
Одним из условий развития речевой активности детей старшего дошкольного
возраста – это внимательное и бережное отношение взрослого к ребенку, что
обеспечивает ответные положительные эмоции, без которых невозможно
установить контакт с ребенком и развить его речь.
Дети нуждаются в целенаправленно организуемой коммуникативной
деятельности, где они постепенно становятся активными участниками речевого
общения. Организуемая деятельность должна быть:
• Событийна.
• Ритмична.
• Процессуальна.
Следующим условием развития речевой активности детей является
организация совместной деятельности ребенка со взрослым доступной по форме и
средствам. Это, конечно же, игра, именно она создает благоприятные условия для
развития языка. Во время игры дети могут достаточно долгое время проявлять
речевую активность, проявлять интерес, быть внимательными.
Третье условие – правильный подход
воспитателя к организации
образовательного процесса. Здесь необходимо следовать требованиям дидактики,
предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию.
В соответствии с ФГОС ДО, четвертое условие – создание образовательного
пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для
игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами.
Книжный уголок в группе детского сада нужно оформлять с учетом
рекомендаций Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования по созданию предметно – развивающей среды.
А именно:
- уголок книги располагают автономно, вдали от мест игр детей, в оптимально
спокойном и бесшумном месте. Там, где ребенок мог бы внимательно,
сосредоточенно строить процесс общения с книгой. В едином пространстве с
уголком книги можно оформить уголок уединения (уголок психологической
разгрузки). Что обеспечивает реализацию образовательного потенциала
пространства, а так же дает возможность ребенку для уединения. Что соответствует
требованиям ФГОС;
- уголок книги располагают в максимально освещенной зоне групповой
комнаты. Освещение должно быть естественное (от окна, свет падает слава),
равномерное искусственное (свет падает сверху или вдоль светонесущей стены).
3

Это обеспечивает охрану и укрепления здоровья детей. Что соответствует
требованиям ФГОС;
- мебель для книжного уголка должна соответствовать возрасту и
антропометрическим данным детей. Изготовлена из материалов безвредных для
здоровья детей и соответствовать принципу трансформируемости, чтобы обеспечить
возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями основных
нормативных документов:
• Постановлением Главного санитарного врача Р.Ф. от 15.05.2013 № 26 «Об
утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций».
• ПриказомМинистерстваобразованияинаукиР.Ф.от17.10.2013№1155«Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
• Программа кружка «Речевичок» разработана с учётом парциальной
программы по развитию речи дошкольников УшаковойО.С.
Рабочая программа кружка «Речевичок» направлена на развитие речи детей
дошкольного возраста 5-6 лет.
Срок обучения 1 год.
Объём часов 64 часа.
Таким образом, выполняя все перечисленные условия, мы не только развиваем
речь ребенка, но и способствуем его полноценному всестороннему развитию, в
соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Данная система занятий содержит комплекс упражнений, направленных
на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование навыка построения
связного высказывания при помощи использования нетрадиционных методов и
способов развития речи. Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме.
Все темы перекликаются с требованиями программы «От рождения до школы» что
создает преемственность в ходе работы по развитию речи в рамках непосредственно
образовательной деятельности и кружковой работы, а это в свою очередь повышает
результативность занятий.
Актуальность
Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от
того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе
отношения напряжённые – ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам
приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей,
таких как застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают
сложности при общении со сверстниками и взрослыми.
Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание
общаться – задача и логопеда, и воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима,
если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого,
нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый
стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своих
особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть.
Для того, чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем,
4

необходимо понять причины. Умение эффективно общаться зависит от многих
факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми.
1.1. Цель программы
Создание условий для эффективного формирования связной речи у детей
старшего дошкольного возраста.
1.2. Задачи программы
• пополнять словарный запас ребенка;
• продолжать развивать навыки общения;
• развивать творческое воображение, фантазию в речевых высказываниях;
• продолжать формировать грамматически правильные высказывания;
• продолжать воспитывать интерес к художественному слову;
• продолжать воспитывать внимательное отношение друг к другу и умение
выслушать собеседника до конца, не перебивая.
2. Перспективное планирование
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю.
Структура занятий:
1. Введение в тему занятия (чтение рассказов, сказок, рассматривание
иллюстраций, беседа)
2. Физкультминутка.
3. Речевые дидактические игры
4. Работа на закрепление изученного (беседа по вопросам, рисование,
раскрашивание, лепка, словотворчество и т. д.)
Занятие делиться на две части: теоретическую и практическую. В
теоретической части с помощью наглядно- дидактического материала
проводиться работа над словарем, грамматическим строем речи. Большое внимание
уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять.
Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению
запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение
употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. В дидактических играх,
взятых из парциальной программы О. С. Ушаковой «Развитие речи детей 5-6 лет»,
дети практически отрабатывают умения правильно произносить слова в разных
падежных формах, в единственном и множественном числе и т. д.
Циклограмма работы кружка «Речевичок»
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
16.00
17.40
Продолжительность занятий: в старшей группе согласно СанПиН занятие длится
не более 25 минут.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Развитие речи» - у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа
над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок,
чистоговорок, потешек, ведения диалогов и монологической речи.
2. «Изобразительная деятельность» - дети знакомятся с репродукциями
картин, близкими по содержанию сказки, делают зарисовки (или раскрашивают) по
содержанию сказки, рассказа.
3. «Ознакомление с художественной литературой» - дети знакомятся с
литературными произведениями.
5

4. «Ознакомление с окружающим миром» - дети знакомятся с явлениями
общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями,
что послужит материалом, входящим в содержание дидактических игр и
упражнений и послужит для составления самостоятельных высказываний.
Месяц
Сентябрь
3 неделя

Тема
«Здравствуй Осень»

4 неделя

«Путешествие в лес»

Октябрь
1 неделя

«Дары Осени»

2 неделя

«Осень, осень листопад».

3 неделя

«Деревья и кустарники»
нашего края. Беседа: Какие
кустарники и деревья мы
знаем»
«День разноцветных
листочков»

4 неделя

НОЯБРЬ
1 неделя

«Загадки на грядке»

2 неделя

«Наш фруктовый сад»

3 неделя

«Одежда и головные
уборы»

4 неделя

«Бабушка-загадушка»,
«Игрушки»

Цель
Закрепить основные признаки проявления осени в
природе.
Составление предложений по картинкам и коротких
рассказов по картине и образцу педагога.
Пересказ «Разноцветная сказка»
Развивать воображение; выразительность речи;
Формировать интерес к природе.
Развивать произвольное внимание; речь; нагляднообразное мышления; воспитывать уважение и
интерес к труду лесника. Составление предложений
разными способами.
Пересказ «Красная сказка»
Развивать логическое мышление, речь, формировать
умение внимательно слушать загадку: не
перебивать товарищей.
Пересказ рассказа «Грибы» с опорой на картину.
Развитие познавательно-речевой деятельности
детей, развитие фонетического слуха, пополнение
словарного запаса.
Чистоговорки, скороговорки.
Составление рассказа «Осень» по модели.
Познакомить детей с большим многообразием
растительного покрова в нашем родном крае.
Составление предложений путём наращивания.
Закрепить знания детей о осеннем разнообразии
цветов.Развивать эмпатию (сочувствие;
сострадание) воображение; воспитывать бережное
отношение к живой природе. Составление рассказа
по картине «Оранжевая сказка»
Продолжать учить детей точно и полно отвечать на
вопросы, строить предложения из 4-6 слов.
Развивать навыки составления рассказа на основе
личного опыта. Закреплять обобщающие понятия
(овощи, урожай, упражнять в умении образовывать
прилагательные от существительных.
.Составление загадок-описаний о фруктах Игра
«Угадай-ка»
Рассматривание картины О.Р.Гофман «Мы играем в
магазин» - составление рассказа по плану
Игра «Помоги Пете». Составление предложений
типа: Я вижу свитер….
Чтение рассказа Л.Воронковой «Маша-растеряша».
Беседа по содержанию.
Составление рассказа «Штанишки для мишки» по
серии картин
Закреплять умение детей отгадывать загадки;
воспитывать коммуникативные качества;
- Упражняться в интонирование диалогов.
6

Декабрь
1 неделя

«Любимые сказки»

2 неделя

«Зимующие птицы»

3 неделя

«Домашние животные и их
детёныши»
.

4 неделя

Беседа «Новый год и
Рождество»

Январь
2 неделя

«Дикие животные и их
детёныши»

3 неделя

Рассказывание по картинке
«Зимние забавы»

4 неделя

«Придумай рассказ»
(Семья)

Февраль
1 неделя

«Детский сад»

2 неделя

«Наши защитники»

3 неделя

«Мы - сказочники»
.

- Развивать умение пользоваться выразительными
средствами голоса.
Чтение стихотворения Б.Заходера «Игрушки»
Составление загадок-описаний игрушек. Игра
«отгадай-ка».
Продолжать закреплять умение детей рассказывать
сказку «Заюшкина избушка» с помощью логопеда;
воспитывать коммуникативные навыки общения;
- Отрабатывать речевое дыхание, тренировать
выдох.
- Учить сочетать речь с пластическими
движениями; побуждать участию в театральной
игре. Пересказ «Белая сказка»
Чтение рассказа В.Зотова «Снегирь», «Клёстеловик», беседа по содержанию
Составление описательных рассказов о птицах.
Составление рассказа по серии картин «Кормушка»
Беседа о домашних животных с опорой на картинки
Разучивание диалога «Кисонька-мурысонька, где ты
была?»
Составление по картине рассказа «Кошка с
котятами»
Составление рассказа «Клубок» по серии картин
Продолжать знакомить детей с историей
празднования Нового Года и Рождества.
Придумывание загадок-описаний. Игра
«Волшебный мешочек» Беседа о новогоднем
празднике с опорой на личный опыт.
Чтение рассказа Е.Чарушина «Лисята» Беседа по
содержанию
Чтение сказки Л.Толстого «Белка и волк»
Составление рассказов-описаний диких животных
по схеме
Способствовать умению придумывать начало и
конец к сюжету, изображенному на картинке.
Активизировать употребление в речи слов по теме
зима.
Составление рассказа по серии картин «Находка»
Беседа «Моя семья»
Составление рассказа из личного опыта «Как мы
провели выходной»
Составление рассказа по сюжетной картине
«Дружная семья»
Беседа на тему «Детский сад профессии в детском
саду»
Рассказывание четверостиший о работниках д/сада.
Составление рассказа «Новенькая» по серии
сюжетных картин
Чтение стихотворения «Наша армия»
Беседа по содержанию.
Составление предложений по картинкам.
Составление рассказа «Солдаты» по плану и
образцу логопеда
Пересказ сказок «Снегурочка» с опорой на
картинки. развивать связную интонационно
7

Март
1 неделя

«Весна пришла!».

2неделя

«Весенние превращения»

3неделя

«Перелётные птицы»

4 неделя

«Мой город»

Апрель

«Хлеб всему голова»

2неделя

«Загадочный космос»

3неделя

«Подводный мир»

4 неделя

"Комнатные растения".

Май
1 неделя

«В гостях у С.Я.Маршака
и К.И.Чуковского»

выразительную речь.
Обыгрывание отрывков из сказок.
Рассматривание картины Саврасова «Грачи
прилетели» Беседа по картине. Отгадывание
загадок.
- пересказ «Синяя сказка»
Составление предложений по сюжетным картинкам.
Составление рассказа «Весна» по модели.
Отгадывание загадок о весне и первоцветах.
Составление рассказа «Весна» по сюжетной
картине. Пересказ рассказа «Жёлтая сказка»
Чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают
журавли», беседа по содержанию
Рассказы-описания птиц по схеме.
Составление рассказа «Скворечник» по серии
картин.
Беседа о достопримечательностях городе с опорой
на картинный материал.
Рассказывание о истории г. Упражнять в
составлении рассказа из деформированного текста
«Наш город». Составление рассказа по серии
картин «Новая машина»
Чтение стихотворения В.Степанова «Слышен летом
до заката…»
Беседа о труде хлебороба. Рассматривание картин и
беседа по содержанию. Пересказ рассказа Тайца
«Всё здесь». Составление рассказа по серии картин
«Необыкновенное поле»
Пересказ «Фиолетовая сказка»
Разучивание стихотворения В.Степанова
«Космонавт»
Чтение отрывков из книги В.Синицына «Первый
космонавт»
Работа с деформированными предложениями.
Рассматривание картинок рыб и водных животных.
Игра «Что неправильно».
Составление рассказа по серии картин «На
рыбалке»
Составление рассказа «Воришка» по серии картин
Беседа о растениях и их пользе.
Рассматривание растений в уголке природы. Рассказ
о них.
Рассказ о комнатных растениях по схеме.
Составление рассказа по сюжетной картине «В
уголке природы».
Пересказ рассказа «Зелёные питомцы» (Обучение
пересказу)
Составление рассказа «Аленький цветочек» по
серии картин
Дать интонационно- образное представление о
стихотворении;
- Побуждать к образному воплощению в роли.
- Развивать силу голоса.
- Учить выразительно двигаться, участвовать в
драматизации произведений
8

2 неделя

«Поле. Луг. Насекомые»

3 неделя

«Скоро лето»

4 неделя мая

Беседа «Вредные и полезные насекомые»
Чтение сказки К.Чуковского «Муха-цокотуха»
беседа по содержанию
Составление загадок-описаний о насекомых с
использованием моделей.
Рассматривание картин о лете, беседа по
содержанию.
Пересказ сказки «Голубая сказка»
Составление рассказа «Находка» по серии картин
Диагностика

Возрастные особенности детей старшей группы (5-6 лет)
В этом возрасте продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая
сторона. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи
при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически
все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика:
активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по
картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой
деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием
изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью;
применением в конструировании обобщенного способа обследования образца;
усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых
недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки в
освоении грамматических правил речи. Большинство детей не владеют в
достаточной степени умением строить описание и повествование.
Планируемые результаты освоения Программы
В соответствии с ФГОС ДО, речевое развитие дошкольников предполагает
достижение целевых ориентиров: овладение речью как средством общения и
культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества,
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте, развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического
слуха. К концу дошкольного возраста ребёнок достаточно хорошо владеет устной
речью. У ребёнка складываются предпосылки к овладениюграмотой.
Дети старшей группы Все звуки произносят чисто, пользуются средствами
эмоциональной и речевой выразительности. Самостоятельно пересказывают
рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляют описательные и
сюжетные рассказы, сочиняют загадки. Проявляют словотворчество, интерес к
языку, различают понятия «слово» и «звук». Вычленяют первый звук в слове,
слышат слова с заданным первым звуком. Различает на слух гласные и согласные
звуки.
Содержание педагогической работы с детьми старшей группы (5-6лет)
Словарная работа. Продолжается работа по обогащению, уточнению и
9

активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей
обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова,
обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса,
стекло), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и
действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова,
расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных
слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к
ситуации.
Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности
подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений
использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к
словосочетанию (веселый мальчик — радостный; поезд идет — движется; Маша и
Саша — дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся,
радуются), к отдельному слову (умный — толковый; старый — ветхий), дети
обучаются точности словоупотребления в зависимости от контекста. Составляя
предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание
действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов.
Старшие дошкольники могут различать слова, отражающие характер
движения: бежать — мчаться; пришел — приплелся, а также значение имен
прилагательных оценочного характера: умный — рассудительный; старый —
дряхлый; робкий — трусливый.
Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами,
вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и
пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они
подбирают слова, противоположные по смыслу, к словосочетаниям (старый дом —
новый, старый человек — молодой), к отдельным словам (легкий — тяжелый) или
заканчивают предложение, начатое педагогом: Один теряет, другой... (находит).
Развивая понимание детьми значений многозначных слов разных частей речи
(молния, кран, лист; лить, плыть; полный, острый, тяжелый), мы учим их сочетать
слова по смыслу в соответствии с контекстом.
От отдельных упражнений на подбор синонимов, антонимов, многозначных
слов дети переходят к составлению связных высказываний, используя все названные
характеристики предмета, явления, персонажа, их качества и действия.
Связь словарной работы с умением строить связные высказывания особенно
четко прослеживается в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Грамматический строй речи. При формировании грамматического строя
речи старших дошкольников необходимо обучать их тем грамматическим формам,
усвоение которых вызывает у них трудности: согласование имен прилагательных и
имен существительных, образование трудных форм.
У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару
(те слова, которые имеют общую часть: учит, книга, ручка, учитель; рассказ,
интересный, рассказывать) или образовать слово по образцу: веселый
—
весело; быстро... (быстрый), громко...(громкий).
Дети находят родственные слова в контексте, например со словом желтый: В
саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает... (желтеть). Листья на
деревьях... (желтеют).
Умение образовывать имена существительные с увеличительными,
10

уменьшительными, ласкательными суффиксами помогает детям понимать различие
смысловых оттенков слова. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал —
забежал — подбежал) и имен прилагательных (умный — умнейший, плохой —
плохонький, полный — полноватый) развивает умение точно и уместно
использовать эти слова в разных типах высказывания.
В старшей группе вводится новый вид работы — ознакомление со словесным
составом предложения. Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из
предложений, предложения из слов, слова — из слогов и звуков, т. е. выработка у
детей осознанного отношения к речи, является необходимой подготовкой к
усвоениюграмоты.
Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных
синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи, так как они
составляют основной ее фонд.
Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах
словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное
отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к
своей и чужой речи, желание говорить правильно.
Развитие связной речи. В пересказывании литературных произведений
(сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно излагать
готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих
лиц и характеристикуперсонажей.
В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный
или повествовательный рассказ по ее содержанию предполагает указание места и
времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и
следующих за ним.
Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение
развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с
содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в
повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек)
детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное
изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети
дают их описание и характеристику.
В старшей группе продолжается обучение рассказыванию из личного опыта,
причем это могут быть высказывания разных типов — описательные,
повествовательные.
У детей формируются элементарные знания о структуре повествовательного
текста и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие
целостность и связность текста. Необходимо научить их понимать тему
высказывания, использовать различные зачины повествования, развивать сюжет в
логической последовательности, уметь его завершить иозаглавить.
Развитие образной речи. В этой группе детей учат замечать выразительные
средства при восприятии содержания литературных произведений.
Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать
содержаниелитературногопроизведенияиосознаватьнекоторыеособенности
художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать
жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности
каждого жанра.
11

Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли ее понять. При
ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помочь детям
почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.
Знакомя детей с жанром рассказа, воспитатель должен раскрыть перед ними
общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев,
обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их
поступки. Вопросы воспитателя должны выявлять понимание ребенком основного
содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.
3. Формы, способы, методы и средства реализации Программы Методы,
используемые для реализацииПрограммы
- Наглядные.
- Словесные.
- Практические.
- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе,
экскурсии).
- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание
игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
- Чтение и рассказывание художественныхпроизведений.
- Заучиваниенаизусть.
- Пересказ.
- Обобщающаябеседа.
- Рассказывание без опоры на наглядныйматериал.
- Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки,
- Дидактические упражнения, пластические этюды, хороводныеигры.
Приемы, используемые для реализации Программы
- Словесные.
- Речевойобразец.
- Повторноепроговаривание.
- Объяснение.
- Указание.
- Оценка детскойречи.
- Вопрос.
- Наглядные.
- Показ иллюстративного материала.
- Игровые.
- Игровое сюжетно-событийноеразвертывание.
- Игровые проблемно-практическиеситуации.
- Игра-драматизация с акцентом на эмоциональноепереживание.
- Имитационно-моделирующиеигры.
- Ролевые обучающиеигры.
- Дидактическиеигры.

12

Список используемой литературы
1. Давыдов В.В. «О понятии развивающего обучения» Томск, Пеленг 1995г.
2. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: Детствопресс, 2010
3. Долгосрочная целевая программа «Развитие образования в Московской
области на 2013-2015», утвержденная постановлением Правительства Московской
области от 29.08.2012 № 1071/32
4. Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 № 94/2013-03
5. Новиковская О.А. ««Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры,
стихи для развития речи», М.: Астрель, СПб.: Астрель – СПб, 2009 год.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 № 26 «Об утверждении
СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы в дошкольных образовательных организациях»
7. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
общеобразовательным программ дошкольного образования» (приказ Минобрнауки
России от 30.08.2013 № 1014)
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)
9. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».