MyHI4UI{TIAJIbHOE ABTOHOMHOE AOTUKOJIbHOE OBPA3OBATEIbHOE yr{PEXAEHI,IE
(AETCKI4ittC/^Lltb 37)
;i
f
IIP14H-f,TO
fIeAafOfI4rIeCKIitM COBOTOM
rporoKon i\lb (
/
)
/g
"A
,tq,ft
IIPOTPAMMA
A O rr oJr HrrreJr b H o fi o 6p ar o B aTeJr b H O fi yc.iryf r,r
(AOMI4COJIbKA)
Bospacr: 4-5 rc.r
Cpor< pealrrr3ar{uu: 1 roA
Paspa6orana:
Xair6p axMaHoBa Enena B urroporua
My3brKanrnrrfi pyKoBoArlTeJrb
nrrcureft rnalz$zKarlLroHHofi xareropzu
:
a
bepe:nnru,2025
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка……………………………………………...……………….3
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план …………………………………………………...……. 6
2.2. Календарно-тематическое планирование …………………………………………9
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. План выступлений ………………………………………………………………… 18
Список используемой литературы ………………………………………………….… 19
2
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа вокально-хорового кружка «Домисолька» разработана в
соответствии: с Конституцией РФ (ст. 43), с законом РФ «Об образовании»,
Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (приказ
Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) и
действующими
Санитарными
правилами
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.
№ 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный №
61573), Письмом Минобразования России от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О
примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Пение – один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий
большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития
детей, а также развитие музыкального слуха, без которого музыкальная
деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное
мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие,
формируются высшие психические функции, обогащаются представления об
окружающем мире, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками.
Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно
важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и
других, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок
чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по
постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые
на занятиях по вокальному пению в ДОУ, оказывают оздоравливающее влияние на
обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и
органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается
носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус,
возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных
данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа разработана на основе общеобразовательной программы МАДОУ
«Детский сад № 37»
Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет
На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее
развитие на пятом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной
деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового
аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат попрежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще
недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается
резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний),
поэтому голос у детей 5 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать
форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное
им звучание.
3
Дети могут петь в диапазоне ре-до 2 . Низкие звуки звучат более протяжно,
поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в
которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом
диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо
избегать.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности
звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и
в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную
тембровую подгруппу.
Для того чтобы научить детей в ДОУ правильно петь (слушать, анализировать,
слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) необходимо
соблюдать следующие условия:
• игровой характер занятий и упражнений;
• активная концертная деятельность детей;
• доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с
удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице,
в гостях;
• атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические
игры, пособия);
• звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр, микрофон, СDдиски);
• сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления
маленького артиста.
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с
детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора
и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При
работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую
постановку корпуса.
Занятия в вокальном кружке «Домисолька» проводятся с октября по май, 36
занятий в год. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью по 20
минут, которые проводятся 1 раз в неделю с оптимальным количеством детей 10
человек.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в
художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к
классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних
способностей.
Новизна программы вокального кружка «Домисолька» заключается в
следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной
технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать
образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также
предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В
образовательном процессе программы используются инновационные технологии:
групповой деятельности, личностно-ориентированные на игровые технологии.
В современной психолого-педагогической науке теоретически доказано и
практически подтверждено, что дошкольный возраст способствует успешному
творческому развитию детей, что вкус к творчеству лучше всего формируется в
4
активной творческой деятельности и что музыкальная деятельность более всего
соответствует эмоциональной творческой природе восприятия дошкольника.
Одним из видов музыкальной деятельности является пение и в рамках
образовательной программы ДОУ ведется работа по развитию певческих навыков
дошкольников. Однако ограничение временного периода для обучения детей
певческим навыкам не позволяет достичь возможных результатов. В связи с этим
возникает необходимость разработке отдельной программы для вокально-хорового
кружка.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия
вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический
вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Цель программы – формирование эстетической культуры дошкольника;
развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого
дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
Образовательные:
• Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
• Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
• Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
• Привить навыки сценического поведения;
• Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного
музыкального материала;
Развивающие:
• Развить музыкально-эстетический вкус;
• Развить музыкальные способности детей;
Коррекционные:
• Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной
социализации дошкольников.
В отличие от существующих программ, данная программа
предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных
психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных
и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования
основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать
согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для
воспитанников подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических
особенностей ребенка, и их вокальных данных.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы, 4-5 лет. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными
возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих
возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и
песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься
пением. Занимаясь в вокальном кружке, дети получают не только вокальную
подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки,
приобретают навыки выступления перед зрителями.
5
Сроки реализации программы, формы и режим занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения. В ходе реализации программы
сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа
(сольное пение). Возрастные особенности детей позволяют включать в работу
кружка два взаимосвязанных направления: собственно, вокальную работу
(постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных
видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон
- хоровыми группами (дуэт, трио и т. д.)
- тембровыми подгруппами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму
Программа включает подразделы:
• восприятие музыки;
• развитие музыкального слуха и голоса;
• песенное творчество;
• певческая установка;
• певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоциональновыразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык
выразительной дикции)
Ожидаемый результат
Воспитанники ДОУ имеют опыт восприятия песен разного характера,
проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным
голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2
октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии,
поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический
рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая
установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети ДОУ проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным
голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл,
правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов.
Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном
творчестве; поют дружно, не отставая, и не опережая друг друга.
Формы подведения итогов реализации программы, являются
педагогические наблюдения, концертные выступления.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план программы вокально-хорового кружка
«Домисолька»
Всего (В) количество занятий в год 36, в учебный план включены часы теории
(Т) и практики (П)
№ Темы занятий
Т П
В
1 Вводное занятие
1
1
Музыкальная подготовка
1 Развитие музыкального слуха
1
3
4
6
2 Развитие музыкальной памяти
3 Развитие чувства ритма
Вокальная работа
1 Прослушивание голосов
2 Певческая установка. Дыхание
3 Распевание
4 Дикция
5 Работа с ансамблем над репертуаром
ИТОГО:
1
1
3
3
4
4
1
1
1
1
8
1
4
5
5
4
28
1
5
6
6
5
36
1. Вводное занятие.
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального
кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
2. Музыкальная подготовка.
1. Развитие музыкального слуха.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия
мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
2. Развитие музыкальной памяти.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия
мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
3. Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных
музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
3. Вокальная работа.
1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением
и без него.
Форма. Индивидуальная работа.
2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения
воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и
головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся.
Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги,
работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
5. Работа с ансамблем над репертуаром.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа
7
над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма. Коллективная.
Структура занятия.
1. Вводная часть.
- Приветствие
- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к
разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика,
интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения
для распевания).
3. Основная часть.
Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского
мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам.
Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания
по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть.
Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более
эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным
исполнением.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
• знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как
стихотворение, спеть без сопровождения)
• работа над вокальными и хоровыми навыками;
• проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
• споем песню с полузакрытым ртом;
• слоговое пение («ля», «бом» и др.);
• хорошо выговаривать согласные в конце слова;
• произношение слов шепотом в ритме песни;
• выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
• настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
• задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
• обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
• использовать элементы дирижирования;
• пение без сопровождения;
• зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
• выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
• образные упражнения;
• вопросы;
• оценка качества исполнение песни
Условия реализации программы: просторное, светлое помещение с естественным
и искусственным освещением, музыкальный инструмент – пианино, стол и стул для
педагога, стулья по количеству детей, наглядные материалы и пособия, музыкальнодидактические игры, сценические костюмы, необходимые для создания образа и
становления маленького артиста, музыкальный центр, 2 микрофона, мультимедиа
8
проектор.
Диагностика уровня развития певческих умений
№ п/п
Показатели (знания, умения, навыки)
1.
Качественное исполнение знакомых песен
2.
Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации
3.
Умение импровизировать
4.
Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту
5.
Навыки выразительной дикции
Оценка/б
0
н
с
в
0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
2.2. Календарно-тематическое планирование
Содержание работы
Сентябрь
Задачи
Музыкальный
материал
1.
Коммуникативная Освоение пространства, установление «Приветствие»
контактов, психологическая настройка на Модель И. Евдокимовой.
игра-приветствие.
работу.
Развивать
певческий
голос, 1. «Воздушный шар»
2.Артикуляционная
правильному 2. «Паровоз» - Короткий
гимнастика по системе способствовать
звукообразованию, охране и укреплению вдох, долгий выдох;
В. Емельянова.
здоровья детей.
«Машина»- вибрация
губ. «Самолёт»- на звук
«У» (протяжно, на
цепном дыхании,
повышая и понижая
голос)
3.Интонационнофонетические
упражнения.
Упражнять в точном интонировании Пропевание гласных
трезвучий, удерживать интонации на «А-О-У-И-Э» в разной
повторяющихся звуках. Выравнивание последовательности.
гласных и согласных звуков. Следить за
правильной певческой артикуляцией.
4.Скороговорки.
Чистоговорки.
Учить детей чётко проговаривать текст, 1. «Жа-жа-жа», М.Ю.
включая в работу артикуляционный Картушина
аппарат;
проговаривать
с
разной
интонацией (удивление, повествование,
вопрос,
восклицание),
темпом
(с
ускорением и замедлением, не повышая
9
голоса), интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).
5.
Упражнения
распевания.
детей
в
чистом 1. «Лисенок и бабочка»
для Упражнять
интонировании
поступенного
и 2. «Колобок»
скачкообразного движения мелодии А.Евдотьевой
вверх и вниз.
6. Песни.
Учить детей петь естественным голосом,
без напряжения, правильно брать
дыхание между музыкальными фразами
и перед началом пения;
Учить детей исполнять песни лёгким
звуком в подвижном темпе и напевно в
умеренном;
Петь
естественным
звуком,
выразительно, выполнять логические
ударения в музыкальных
фразах,
отчётливо
пропевать
гласные
и
согласные в словах.
Учить детей исполнять песни а капелла.
«Плакала березка», муз. и
сл. И.Осокиной
«Белые кораблики» муз. и
сл. К.Костина
Количество занятий - 4
Содержание работы
Октябрь
Задачи
Музыкальный
материал
1.
Коммуникативная Освоение пространства, установление «Приветствие»
контактов, психологическая настройка на Модель И. Евдокимовой.
игра-приветствие.
работу.
Развивать
певческий
голос, 1. «Прогулка» (Занятие2.Артикуляционная
правильному игра).
гимнастика по системе способствовать
звукообразованию, охране и укреплению 2. «Чудо нос»
В. Емельянова.
здоровья детей.
3. «Приключения
язычка» № 1.
3.Интонационнофонетические
упражнения.
Упражнять в точном интонировании Пропевание гласных
трезвучий, удерживать интонации на «А-О-У-И-Э» в разной
повторяющихся звуках. Выравнивание последовательности.
гласных и согласных звуков. Следить за
правильной певческой артикуляцией.
4.Скороговорки.
Чистоговорки.
Учить детей чётко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный
аппарат;
проговаривать
с
разной
интонацией (удивление, повествование,
вопрос,
восклицание),
темпом
(с
ускорением и замедлением, не повышая
голоса), интонацией (обыгрывать образ и
10
2. «Говорил попугай
попугаю».
3. «Тигры».
4. «Вёз корабль
карамель».
5. «Кит-рыба».
показывать действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).
5.
Упражнения
распевания.
детей
в
чистом 1. «Кот и мышка»
для Упражнять
интонировании
поступенного
и А.Евдотьевой
скачкообразного движения мелодии
вверх и вниз.
6. Песни.
Учить детей петь естественным голосом,
без напряжения, правильно брать
дыхание между музыкальными фразами
и перед началом пения;
Учить детей исполнять песни лёгким
звуком в подвижном темпе и напевно в
умеренном;
Петь
естественным
звуком,
выразительно, выполнять логические
ударения в музыкальных
фразах,
отчётливо
пропевать
гласные
и
согласные в словах.
Учить детей исполнять песни а капелла.
«Плакала березка», муз. и
сл. И.Осокиной
«Белые кораблики» муз. и
сл. К.Костина
Количество занятий - 4
Содержание работы
1. Игра-приветствие.
Ноябрь
Задачи
Психологическая настройка на занятие.
Музыкальный
материал
Упражнения:
1. «В гости».
2. «Здравствуйте».
М. Картушина.
Подготовка голосового аппарата к
2.Артикуляционная
гимнастика по системе дыхательным, звуковым играм, пению.
Способствовать правильному
В. Емельянова.
звукообразованию, охране и укреплению
здоровья детей.
Упражнения:
1. «Обезьянки».
2. «Весёлый язычок» №
2.
3.Интонационнофонетические
упражнения.
Упражнять в точном интонировании
трезвучий, удерживать интонации на
повторяющихся звуках. Выравнивание
гласных
и
согласных
звуков.
Формировать звучание голоса ближе к
фальцетному. Следить за правильной
певческой артикуляцией.
Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной
последовательности.
Игра со звуком:
«Волшебная коробочка».
4.Скороговорки.
Чистоговорки.
Учить детей чётко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный
аппарат;
проговаривать
с
разной
интонацией (удивление, повествование,
вопрос,
восклицание),
темпом
(с
ускорением и замедлением, не повышая
голоса), интонацией (обыгрывать образ и
1. Няня мылом мыла
Милу…»
2. «Сорок сорок ели
сырок…»
3. «Шла Саша…»
11
показывать действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).
5
Упражнения
распевания.
6. Пение.
для Расширять диапазон детского голоса.
Учить точно попадать на первый звук.
Слышать и передавать поступенное и
скачкообразное движение мелодии.
Самостоятельно попадать в тонику.
1. Продолжать учить детей петь
естественным голосом, без напряжения,
правильно брать дыхание между
музыкальными фразами и перед началом
пения;
2.
Петь
выразительно,
передавая
динамику не только куплета к куплету,
но и по музыкальным фразам;
3. Выполнять паузы, точно передавать
ритмический рисунок, делать логические
(смысловые) ударения в соответствии с
текстом песен;
4. Петь лёгким, подвижным звуком,
напевно, широко, с музыкальным
сопровождением и без него.
1. «Теремок».
2. «Курочка Ряба».
А.Евдотьевой
«Ежик»,
музыка
С.
Алексеевой, слова В.
Борисова.
Пение знакомых песен
Количество занятий - 4
Содержание работы
Декабрь
Задачи
Музыкальный
материал
1. Коммуникативная игра- Освоение пространства, установление 1. «Приветствие»
контактов, психологическая настройка на Модель
приветствие.
работу.
И.Евдокимовой.
2. «Здравствуйте»
Картушина.
Развивать
певческий
голос,
2.Артикуляционная
правильному «Лошадка» гимнастика по системе В. способствовать
звукообразованию, охране и укреплению прищёлкивание,
Емельянова.
здоровья детей. Подготовить речевой язычок;
аппарат к работе над развитием голоса.
«Ветер»
Артикуляционная
гимнастика «Кот
Музик».
3.Интонационнофонетические
упражнения.
Учить детей «рисовать» голосом,
изображать звуковой кластер;
Учить детей соотносить своё пение с
показом рук, добиваясь при этом
осмысленного,
эстетичного,
выразительного
и
разнообразного
музыкального действия. Использовать
карточки для работы руками по
извлечению звука.
12
Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной
последовательности
Игра голосом: «Звуки
Вселенной» Модель Т.
Боровик.
(Восход и заход
солнца; парад планет унисон).
«По волнам»,
«Качели», «По
Учить детей чётко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный
аппарат; развивать образное мышление,
мимику, эмоциональную отзывчивость.
Учить детей использовать различные
эмоциональные выражения: грустно,
радостно, ласково, удивлённо и.т.д.
4.Скороговорки, стихи.
5
Упражнения
распевания.
для Закреплять у детей умение чисто
интонировать
при
поступенном
движении
мелодии,
удерживать
интонацию на одном повторяющемся
звуке; точно интонировать интервалы.
Упражнять
в
точной
передаче
ритмического
рисунка
мелодии
хлопками во время пения.
6. Пение.
Побуждать детей к активной вокальной
деятельности.
Учить детей петь в унисон, а капелла.
Отрабатывать перенос согласных, тянуть
звук как ниточку.
Способствовать развитию у детей
выразительного пения, без напряжения,
плавно, напевно.
Развивать у детей умение петь под
фонограмму.
Формировать сценическую культуру
(культуру речи и движения).
кочкам».
Проговаривание текста
песен, попевок.
«Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый репертуар.
«Лягушка и муравей»,
«Белочки»
А.Евдотьевой,
Знакомый репертуар.
«Дед
Морозхудожник» муз. и сл.
Л.Еремеевой
Пение знакомых песен
Количество занятий - 4
Содержание работы
Январь
Задачи
Музыкальный
материал
1.
Коммуникативная Освоение пространства, установление «Приветствие»
контактов, психологическая настройка на Модель
игра-приветствие.
работу.
Евдокимовой.
«Здравствуйте»
Картушина.
И.
Подготовить
речевой
аппарат
к 1. «Насос»
2.Артикуляционная
и
звуковым
играм. 2.
Артикуляционная
гимнастика по системе дыхательным
Развивать дикцию и артикуляцию.
гимнастика «Кот музик»
В. Емельянова.
3.Интонационнофонопедические
упражнения.
Учит детей ощущать и передавать
интонацию в пении упражнений. Учить
детей «рисовать» голосом, пропевать
ультразвук. Учить детей соотносить своё
пение с показом рук, добиваясь при этом
осмысленного,
эстетичного,
выразительного
и
разнообразного
музыкального действия. Использовать
13
«Крик ослика» (Й – а...)
«Крик в лесу» (А – у).
«Крик чайки» (А! А!).
«Кричит ворона» (Кар).
«Скулит щенок» (И-и-и)
«Пищит больной
котёнок» (Мяу
жалобно).
4. Скороговорки.
Стихи.
5.Упражнения для
распевания.
6. Пение
карточки для работы руками по
извлечению звука.
Учить детей чётко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный
аппарат.
Формировать
слуховое
восприятие. Учить детей использовать
различные эмоциональные выражения:
грустно, радостно, ласково, удивлённо
«Король
на
корону
копейку копил».
Чтение текста песен.
Знакомый репертуар.
Продолжать работу над развитием голоса
детей.
Петь
плавно,
добиваясь
чистоты
звучания каждого интервала
1. «Волк и красная
шапочка»
2. «По щучьему
веленью» А.Евдотьевой
1. Продолжать учить детей петь
естественным голосом, без напряжения,
правильно
брать
дыхание
между
музыкальными фразами и перед началом
пения;
2. Совершенствовать умение вовремя
начинать пение после музыкального
вступления, точно попадая на первый
звук;
4. Чисто интонировать в заданном
диапазоне;
5. Закреплять навыки хорового и
индивидуального пения с музыкальным
сопровождением и без него.
6. Совершенствовать исполнительское
мастерство.
7. Учить детей работать с микрофоном.
«Дело было в январе»
В.Шаинского
Повторение знакомых
песен
Количество занятий - 4
Содержание работы
Февраль
Задачи
Музыкальный
материал
1.
Коммуникативная Освоение пространства, установление «Приветствие»
контактов, психологическая настройка на Модель И.
игра-приветствие.
работу.
Евдокимовой.
«Здравствуйте»
Картушина.
Развивать
певческий
голос,
2.Артикуляционная
правильному 1. «Поехали»
гимнастика по системе способствовать
звукообразованию, охране и укреплению 2.
Артикуляционная
В. Емельянова.
здоровья детей.
гимнастика
«Принцесса»
3.Интонационнофонопедические
упражнения.
Учить
детей
выполнять
голосом
глиссандо снизу вверх и сверху вниз с
показом движения рукой. Исполнять в
среднем и низком регистрах.
14
«Самолёты», «Самолёт
летит» М. Картушиной.
«Мороз» (по методу
Емельянова)
Учить детей долго тянуть звук –У меняя при этом силу звучания. Развивать
ритмический слух.
Учить детей чётко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный
аппарат;
Проговаривать
с разной
интонацией (удивление, повествование,
вопрос,
восклицание),
темпом
(с
ускорением и замедлением, не повышая
голоса), интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия).
4.Скороговорки.
Чистоговорки.
5.
Упражнения
распевания.
«Вёз корабль камень»,
«Ди-ги, ди-ги дай»
«Петя шёл»
«Думал – думал»
«Три
медведя»
для Упражнять детей во взятии глубокого 1.
дыхания.
Развивать
артикуляцию, А.Евдотьевой
прикрытый звук.
Знакомые распевки.
6. Песни.
1. Уточнить умение детей вовремя 1. «Разговор с мамой»,
вступать
после
музыкального муз. А. Филиппенко, сл.
вступления, точно попадая на первый Т. Волгиной
звук;
2.Чисто интонировать в заданном
диапазоне.
3.Совершенствовать умение детей петь с
динамическими оттенками, не форсируя
звук при усилении звучания.
4.
Развивать
вокальный
слух,
исполнительское мастерство, навыки
эмоциональной выразительности.
5.Учить детей работать с микрофоном.
Количество занятий - 4
Содержание работы
1. Игра-приветствие.
Март
Задачи
Психологическая настройка на занятие.
Подготовка голосового аппарата к
2.Артикуляционная
гимнастика по системе дыхательным, звуковым играм, пению.
Способствовать
правильному
В. Емельянова.
звукообразованию, охране и укреплению
здоровья детей.
Музыкальный
материал
Упражнение: «В гости».
«Здравствуйте».
Картушина.
Упражнения:
«Обезьянки».
«Весёлый язычок».
Знакомый репертуар.
«Лягушка и кукушка»
Игры
со
звуком:
«Волшебная коробочка»,
«Волшебные предметы».
3.Интонационнофонопедические
упражнения.
Формировать звучание голоса в разных
регистрах, показывая высоту звука рукой
Следить за правильной певческой
артикуляцией.
4.Чистоговорки.
Учить детей чётко проговаривать текст, «Няня мылом мыла
включая в работу артикуляционный Милу…»
15
5.
Упражнения
распевания.
аппарат; Проговаривать с разной
интонацией (удивление, повествование,
вопрос,
восклицание),
темпом
(с
ускорением и замедлением, не повышая
голоса), интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия). Петь на одном
звуке.
для Расширять диапазон детского голоса.
Учить детей точно попадать на первый
звук. Самостоятельно попадать в тонику.
Развивать «цепное» дыхание, уметь
интонировать на одном звуке.
Учить связывать звуки в «легато».
6. Пение.
Побуждать детей к активной вокальной
деятельности.
Закреплять умение петь в унисон, а
капелла, пропевать звуки, используя
движения рук.
Отрабатывать перенос согласных, тянуть
звук как ниточку.
Способствовать развитию у детей
выразительного пения, без напряжения,
плавно, напевно.
Продолжать развивать умение у детей
петь под фонограмму и с микрофоном.
Формировать сценическую культуру
(культуру речи и движения).
«Сорок сорок ели
сырок…»
«Шла Саша…»
Знакомый материал.
«Дюймовочка и жук»,
«Стрекоза и рыбка»,
А. Евдотьевой
«Хомячок», муз. А.
Филиппенко, сл. Т.
Волгиной
Пение знакомых песен
Количество занятий -4
Содержание работы
Апрель
Задачи
Музыкальный
материал
1.
Коммуникативная Освоение пространства, установление 1. «Приветствие»
контактов, психологическая настройка на Модель
И.
игра-приветствие.
работу.
Евдокимовой.
2.
«Здравствуйте»
Картушина.
Развивать
певческий
голос,
2.Артикуляционная
правильному
гимнастика по системе способствовать
звукообразованию, охране и укреплению «Лошадка» В. Емельянова.
здоровья детей. Подготовить речевой прищёлкивание, язычок;
аппарат к работе над развитием голоса.
«Паровоз» - короткий
вдох, долгий выдох;
«Машина»- вибрация
губ. «Самолёт»- на звук
«У» (протяжно, на
цепном дыхании,
Формировать более прочный навык повышая и понижая
3.Интонационнодыхания,
укреплять
дыхательные голос).
фонетические
мышцы,
способствовать
появлению
упражнения.
ощущения
опоры
на
дыхании,
тренировать артикуляционный аппарат.
16
4.Скороговорки, стихи.
5.
Упражнения
распевания.
Учить детей чётко проговаривать текст,
включая в работу артикуляционный
аппарат; Развивать образное мышление,
мимику, эмоциональную отзывчивость.
Формировать
слуховое
восприятие.
Учить детей использовать различные
эмоциональные выражения: грустно,
радостно, ласково, удивлённо и.т.д.
Проговаривание текста
песен, попевок.
«Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый репертуар.
«Я хороший»,
«Да
и
нет»
В.Н.Петрушина.
1. «Стрекоза и рыбка»
для Добиваться более лёгкого звучания; 2. «Кот и петух»
А.Евдотьевой
развивать подвижность голоса.
Удерживать интонацию на одном
повторяющемся
звуке;
точно
интонировать интервалы. Упражнять в
точной передаче ритмического рисунка
мелодии хлопками во время пения.
Повысить жизненный тонус, настроение
детей, уметь раскрепощаться.
6. Пение.
Продолжать
учить
детей
петь 1. «Что такое семья?»
естественным голосом, без напряжения, Е.Гомоновой
правильно
брать
дыхание
между Пение знакомых песен
музыкальными фразами, и перед началом
пения.
Чисто
интонировать
в
заданном
диапазоне.
Закреплять
навыки
хорового
и
индивидуального выразительного пения.
Формировать сценическую культуру.
Продолжать обучать детей работать с
микрофоном.
Количество занятий -4
Май
Содержание работы
Задачи
Музыкальный
материал
1. Коммуникативная игра- Освоение пространства, установление 1. «Приветствие»
И.
контактов, психологическая настройка на Модель
приветствие.
Евдокимовой.
работу.
2.
«Здравствуйте»
Картушина.
Закреплять
работу
по
развитию
2.Артикуляционная
голоса,
способствовать
гимнастика по системе В. певческого
правильному звукообразованию, охране «Прогулка»
М.
Емельянова.
и
укреплению
здоровья
детей. Лазарев.
Подготовить речевой аппарат к работе
над развитием голоса.
3.Интонационнофонетические
упражнения.
Закреплять умение выстраивать голосом Голосовая разминка:
звуковую линию;
«Весна»,
Закреплять умение детей соотносить Модель Т.Боровик
своё пение с показом рук, добиваясь при
17
этом
осмысленного,
эстетичного,
выразительного
и
разнообразного
музыкального действия. Использовать
карточки для работы руками по
извлечению звука.
4.Скороговорки, стихи.
5.Упражнения
распевания.
Закреплять
умение
детей
чётко Проговаривание текста
проговаривать текст, включая в работу песен, попевок.
артикуляционный аппарат; Развивать Знакомый репертуар.
образное
мышление,
мимику,
эмоциональную
отзывчивость..
Использовать различные эмоциональные
выражения: грустно, радостно, ласково,
удивлённо и.т.д.
для Повысить жизненный тонус, настроение
детей, эмоциональное благополучие,
уметь
раскрепощаться.
Закреплять
вокальные навыки детей.
Совершенствовать вокальные навыки:
1.
Петь естественным звуком без
напряжения;
2.
Чисто интонировать в удобном
диапазоне;
3.
Петь а капелла, под
аккомпанемент, под фонограмму;
4.
Слышать и оценивать правильное
и неправильное пение;
5.
Самостоятельно попадать в
тонику;
6.
Самостоятельно использовать
навыки исполнительского мастерства,
сценической культуры.
6. Пение.
«На лесной поляне»,
«Котенок и божья
коровка», А.
Евдотьевой
1. «Любимый детский
сад» К.Костина
Пение знакомых песен
Количество занятий - 4
3.1.
3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
План выступлений вокально-хорового кружка «Домисолька»
Осенний праздник
Октябрь
Новогодний праздник
Выступление для детей младших групп
Концерт для пап
Выступление на утреннике «Мамина радость»
Отчётный концерт для родителей в рамках «Дня открытых дверей»
Выступление для детей младших групп
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989.
– 33 с.
2. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие
детского голоса. - М., 1963.
3. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
4. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
5. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
6. Гудимов В. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
7. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития
музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
8. Каплунова И. Программа по музыкальному воспитанию детей
дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
9. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.:
Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 176 с.
10. Кацер О.В. Игровая методика обучения пению. – М.: Музыкальная
палитра, 2005. – 48 с.
11. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное
воспитание. М., 1940, № 11.
12. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
13. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио.
СПб.: Лань, 1999. – 64 с.
14. Орлова Т.М. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у
детей 5-6 лет. / С. И. Бекина - М.: Просвещение, 1988. –
19