MyHr4Ur4rIAJrbHOE ABTOHOMHOE AOIIKOJIbHOE OBPA3OBATEJIbHOE yTIPEXAEHI4E
(AETCKI4II1C1.['JS 37D
f
IIPI4FUITO
IleAaroruqecKuM coBeToM
rrporoKon Ns K r' >
Atr
"l&
Y
Bospacr: 2-3 roga,3-4 rola
Cpor pearlr3arluu: 1 ro4
Paspa6orara:
Xafi 6paxMaHoBa Elesa BurroponHa
My3brK€urrnrrfi pyKoBoAlrreJrb
errcurefi rnaruQvrKarlkr oHHofi rareropnz
G.
Eepeairzxu,2025
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………….……..3
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Программа для детей 2-3 лет ……………………………………………………..…8
2.2. Программа для детей 3-4 лет....................................................................... …………9
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Дидактический материал, техническое оснащение методическое обеспечение..11
Список используемой литературы………………………………………………….…..12
2
1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительнаязаписка
Даннаядополнительнаяобщеобразовательнаяпрограмманаправленанаактивиза
циюсловарногозапаса,развитиюкрупнойимелкоймоторикирукдетеймладшегодошкол
ьноговозраста.
Актуальность. С каждым годом, по наблюдению педагогов, в детском саду
растетколичество детей с различными речевыми патологиями. Современная
ситуация в системеобразования, в которой происходит изменения, связанные с
ориентацией на ценностныеоснования педагогического процесса, его гуманизацию
и индивидуализацию в подходах крешению проблем конкретного ребёнка,
побуждает педагогов и специалистов к созданиюновых моделей, поиску новых
форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в
психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление
нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в
последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться
причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память,
мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности,
выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков
произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и
письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями,
стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования
произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья
дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы
наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
Одной из универсальных базовых способностей человека является
ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза,
«Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или
мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием
пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление
речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать
стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду
необходимо проводить занятия логоритмикой.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой
функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения
звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна
логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так
как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к
выполнению логопедических упражнений и пр.
Направленность
программы:
тематическая
направленность
и
организационная вариативность программы способствуют формированию
устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают
положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям,
а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Особенности программы: Логоритмические занятия направлены на
всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение
3
двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание
смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески
проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих
технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме
происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой,
дыхательной, речедвигательной.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и
музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально–двигательные и
коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики,
песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные
танцы, дидактические игры, способствующее развитию чувства ритма. Работа по
созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые
созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать
движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку
чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются
потенциальные возможности детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития
познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным.
Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении
всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал
предварительно невыучивается.
Пожеланию педагога возможно заменить музыкальный или речевой материал
на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей
детей.
Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому
развитию речи музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой,
учит общению со сверстниками.
Нормативные документы:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 27-303 «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в
Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573).
Цель программы: Логопедическая ритмика – одно из звеньев коррекционной
педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства
логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой
являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной программы – коррекция и
профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством
сочетания слова и движения.
Задачи:
• активизировать словарный запас, развитие фонематического восприятия и
фонематических представлений;
• развивать чувство ритма и умение чёткости координированных движений
4
вовзаимосвязи с речью, способности ощущать в музыке, движениях и речи
ритмическую выразительность;
• развивать слуховое внимание и память;
• развивать коммуникативные способности детей; творческое использование
музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни;
• воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребёнка.
Принципы построения программы:
1. Принцип
научности.
Подкрепление
всех
коррекционных
и
оздоровительных
мероприятий
научно
обоснованными
и
практически
апробированными методиками.
2. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать
формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых
единиц.
3. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений
логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.
4. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л.С. Выготский предложил
выделять вразвитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития
(самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития
(способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога),
таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с
помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание
должно быть заведомо легковыполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа
коррекционного воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков.
В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
8. Принцип отбора лингвистического материала.
Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных
основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором
отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, многогласных звуков.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания.
Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на
его индивидуальные и возрастные особенности.
10. Принцип активного обучения.
На занятиях логоритмики используются активные формы и методы обучения–игры,
активное
слушание,
творческие
задания,
импровизации,
выполнение
оздоровительных упражнений в движении и под музыку.
11. Принцип результативности.
Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления
каждого ребенка.
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной
программы–дополнительнойобщеразвивающейпрограммы:2–3лет;3–4года.
Занятия проводятся во вторую половинудня. Продолжительность
занятияот 15 до 20 минут, так как занятия являются интегрированными.Тема
берётся
на
однодвазанятиявзависимостиотсложностиматериалаипсихофизиологическихособенносте
й детей. Кружок проводится 1 раз в неделю. Количество часов, на
которыерассчитанапрограмма(втомчислеколичествочасовдляпроведениязанятийимо
5
ниторинга) составляет9-12часов в год.
Структуралогоритмическогозанятия:
1. Вводная часть длится 3-5 минут: используются вводные упражнения,
которые
даютустановкунаразнообразныйтемпдвиженияспомощьюмузыки,упражнения,напра
вленныенатренировкупамяти,внимания,координациидвижений,регулировкумышечн
оготонуса.
2. Основная часть занимает 10-12 минут: включает в себя слушание музыки
для снятияэмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных
инструментах,подвижные малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания,
внимания, голоса,артикуляции, счётные упражнения, упражнения на развитие
координации движения, накоординацию речи с движением, на координацию пения с
движением,
упражнения
наразвитиеречевыхимимическихдвижений,общеймоторики,мимическихмышц,дыха
ния,чувстваритмаитемпа,упражнения нарегуляциюмышечного тонуса.
3. Заключительная
часть занимает 2-5 минут: упражнения на
восстановление
дыхания,снятиемышечногоиэмоциональногонапряжения,релаксационныеупражнени
я,упражнениянаразвитиедыхания.
Срокиреализациидополнительнойобразовательнойпрограммы:2года.
Ребенокможетвключитьсявосвоениепрограммына любомэтапеее реализации.
Формызанятий:игровоезанятие.
Режимзанятий:1развнеделю.
Количествоучебныхчасоввнеделю:
- длядетей 2– 3лет15минут
- длядетей3– 4лет: 20минут
Количествоучебныхчасовв месяц:
- для детей2–3лет:1час
- длядетей 3– 4лет:1час20минут
Количество учебныхчасов в год:
- для детей2–3лет:9часов
- для детей3–4лет:12часов
Ожидаемыерезультатыработы:
•
сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии
со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
• способностьправильно выполнятьартикуляциизвуков;
• сформированностьправильногоречевогоифизиологического дыхания;
• способностьвыполнятьоздоровительныеупражнениядлягорла,дляулучшения
осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж
тела,этюдыдлянапряженияирасслаблениятела,гимнастикидляглаз;
• способностьориентироватьсявпространстве,
двигатьсявзаданномнаправлении;
• улучшениепоказателейслухового,зрительногоидвигательноговнимания,памя
ти;
• способность координировать движения в мелких мышечных группах
пальцев рук икистей,быстрореагироватьнасменудвижений;
• улучшенияпоказателейдиагностикиразвитияречи;
6
воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья
окружающих людей.
•
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Программа для детей 2-3 лет
Учебно-тематический план с детьми 2-3 лет (1 младшая группа)
Задачи:
1. Развиватьфонематическоевосприятиеифонематическиепредставлениядетей.
2. Развиватьмелкуюиобщуюмоторику;способностьпроизвольнопередвигатьсявпространст
ве,переключаемостьикоординациидвиженийвовзаимосвязисречью.
3. Развиватьвнимание(зрительное,слуховое,двигательное),восприятие(зрительное,слухово
е)ипамять(двигательная,зрительная,слуховая).
4. Развиватьчувстворитма,способностьощущатьвмузыке,движенияхиречиритмическуювы
разительность.
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март-
Апрель
Май
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
7
Названиезанятия
Встреча с белочкой в осеннем лесу
Сидит белка на тележке
Ктогрибокнайдет?
Гости
Вогородезаинька
Зайкинакапуста
Лучшая игра
Утенокиегодрузья
Прокота
КотВасилий
Котикошка
Утки—беленькиегрудки
Зайчиквгостях уребят
Зайкиндом
Белкинапомощница
Чудо-елка
ПодаркиДедушкиМороза
Птичьяелка
Морозиптички
Танюшка
Вкуснаякаша
Аленушкаилошадка
Лошадка
Капризнаявнучка
Хозяюшка
Котенок ищенок
Прособачку
Таняпропала
Верныедрузья
Пропетушка
Уточкаи курочка
Цыплячийпереполох
Радуга-горка
34
35
36
Майскийдень
Прозеленуюлягушку
Последождя
Перспективноепланированиес детьми2-3лет (1младшая группа)
Месяц
Задачи
Сентябрь
1. Активизироватьсловарьпотеме:
«Осень».
2. Развиватьумениесогласовыватьрит
мичныедвижениясречьюподмузыку.
3.Развиватьобщуюимелкуюмоторику.
4.
Воспитыватьположительныеэмо
циии чувства.
1.Учитьправильномупроизношениюсл
ов по теме: «Животные»,
«Овощи»2.Развивать
слуховое
внимание и координацию движений.
3.Воспитыватьудетейбережноеотноше
ние
к
окружающей
природе,
еемаленькимобитателям.
1. Учить
правильному
артикуляционному
укладу
при
произношении слов по теме.
2. Развивать у детей умениечетко
иправильнопосигналувыполнятьходьб
увразныхнаправлениях,координироват
ьсловосдвижением.
3.
Воспитывать
положительные
личностные качества.
1.
Учитьдетейговоритьвыразител
ьно,слушатьдругдруга.
2. Развиватькоординацию
движенийпальцевикистейрукспомощь
юпальчиковойгимнастики.
3. Развивать
навык
выразительныхиритмичныхдвижений
подмузыку.
1. Активизировать
и
совершенствоватьзвукопроизношение
звуков и слов потеме.
2.
Развивать мелкую моторику
пальцев
рук с одновременным
проговариванием стихов.
3.
Воспитывать у детей бережное
отношение к окружающей природе, ее
маленьким обитателям.
1.Учитьдетейдвигатьсяпластично,выр
азительно
передавая
образ
музыкального произведения.
2.Развивать плавный, длительный,
целенаправленныйвыдох.
3. Развиватьудетейчувстворитма,мелк
уюмоторику,зрительноевнимание.
4.
Воспитыватьположительныелич
ностныекачества.
1. Развивать координацию движений
иориентациювпространствеприходьбе,
выполнениитанцевальныхдвижений.
2. Продолжатьразвиватьумениесогл
асовывать движениясословами.
3. Воспитывать бережное отношение
кприроде.
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
№ занятия
8
Тема
1
2
3
4
Встреча с белочкой в
лесуСидитбелканатележ
ке
Ктогрибокнайдет
?Гости
5
6
7
8
В огороде
заинькаЗайкинака
пустаЛучшая
играУтенокиегод
рузья
9
10
11
12
Прокота
КотВасили
йКотикош
ка
Утки-беленькие
13
14
15
16
Зайчиквгостяхуребят
Зайкиндом
Белкинапомощни
цаЧудо-елка
17
18
19
20
ПодаркиДедушкиМороза
ПтичьяелкаМорози птички
Танюшка
21
22
23
24
Вкуснаякаша
АленушкаилошадкаЛошадка
Капризнаявнучка
25
26
27
28
Хозяюшка
Котенокищено
кПро
собачкуТаня
пропала
Апрель
Май
1. Продолжать развивать умение
переключаемость и
координации
движений во взаимосвязи с речью.
2.Развивать плавный, длительный,
целенаправленныйвыдох.
3.
Воспитывать
положительные
личностныекачества.
1. Развивать
у
детей
координированные движения, умение
выполнять движения в соответствии
стекстомитемпоммелодии.
2. Развиватьмелкуюмоторикупальц
евруксодновременнымпроговаривание
мстихов.
3. Воспитывать
положительные
эмоции и чувства.
29
30
31
32
Верные
друзьяПропе
тушка
УточкаикурочкаЦыплячийпереполох
33
34
35
36
РадугагоркаМайск
ийдень
ПрозеленуюлягушкуПоследождя
2.2. Программа для детей 3-4 лет
Учебно-тематический план с детьми 3-4 лет (2 младшая группа)
Задачи:
1. Активизировать и обогащать словарный запас, развивать фонематическое восприятие
ифонематические представлениядетей.
2. Продолжатьразвиватьмелкуюиобщуюмоторику;способностьпроизвольнопередвигаться
в
пространстве, переключаемость и координации движений во взаимосвязис речью.
3. Продолжатьразвиватьвнимание(зрительное,слуховое,двигательное),восприятие(зрительное,сл
уховое)ипамять(двигательная,зрительная,слуховая).
4. Развиватьчувстворитма,способностьощущатьвмузыке,движенияхиречиритмическуювыразител
ьность.
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
№ занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Названиезанятия
Солнышко и дождик
Тучка
Тучки понебугуляют
Грибнойдождик
Под грибком
Осенние листья
Осеньвлесу
Веселыйогород
Репка
Осенниеподарки
Да свидания,
птицы!Холодно!
Зимав лесу
ДедМорозспешитнаелку
УкрашаемелочкуНаст
упаетНовыйгод
Новогодний праздник в лесу
Рукавичка
Снеговик
Кошкаикотята
Котятаищенок
Убабушкивгостях
Как снеговики солнце искали
Армейскаякарусель
9
Март
25
Какцыплятасолнцебудили
26
Новаястоловая
27
Вгостикнампришлиматрешки
28
Весеннеесолнышко
Апрель
29
Весенняя капель
30
Прилетайте, птицы!
31
Весенний ручеек
32
Кораблик
Май
33
Утренние лучи
34
Петушок и его семья
35
Колечко
36
Бобровыйпруд
Перспективное планирование с детьми 3-4 лет (2 младшая группа)
Месяц
Задачи
№
занятия
Сентябрь
1. Учить выполнять движения в соответствии
стекстом, координируя движения рук, ног во
времяходьбы.
2. Развиватьумениевнимательнослушатьмузыку
,различатьтемпымелодийидвигатьсясоответствен
ностемпоммелодии.
3. Развиватьмелкуюмоторикурук,дыхание.
1. Продолжать развивать умение выполнять
движения в соответствии с текстом, координируя
движения рук, ног во время ходьбы.
2. Активизироватьсловарныйзапасдетейпотеме:
«Осень».
3. Продолжать развивать умение двигаться в
темпмелодии;развиватьмелкуюмоторикурук,дыха
ние.
1. Развивать мелкую моторику и
точностьдвиженийпальцев,мимическиемышцыл
ица.
2. Развиватьфонематическийслух;темпиритмдыха
ния.
3. Развиватьпространственнуюориентировку.
1. Развивать
у
детей
координированные
движения,умениевыполнятьдвижениявсоответств
иистекстомитемпоммелодии.
2. Расширять лексический словарь по теме:
«Зима»,«Новыйгод».
3. Развиватьфонематическоевосприятиеислух,паль
чиковуюмоторику.
1. Продолжать
развивать
чёткиекоординированныедвижениярукиногвсоо
тветствиистекстом,мелкуюмоторику.
2. Развиватьзрительноеислуховоевнимание,чувст
во ритма, фонематический слух, фантазию
удетей.
3. Развиватьинтонационнуювыразительность
речи.
1.
Продолжать
развивать
чёткиекоординированныедвижениярукин
огвсоответствиистекстом,мелкуюмоторику.
2. Продолжатьразвиватьчувстворитма,такта,общ
уюимелкуюмоторику,физиологическоедыхание.
3.
Развиватьфантазию,воображение,интонаци
оннуювыразительность речи.
1
2
3
4
Солнышко и дождик
Тучка
Тучкипонебугуляют
Грибнойдождик
5
6
7
8
Под грибком
Осенние листья
Осень влесу
Веселый огород
9
10
11
12
Репка
Осенниеподарки
Дасвидания, птицы!
Холодно!
13
14
15
16
Зимавлесу
Дед Мороз спешит на
елку
Украшаемелочку
НаступаетНовыйгод
17
18
19
20
Новогоднийпраздник в
лесу
Рукавичка
Снеговик
Кошка икотята
21
22
23
24
Котятаищенок
Убабушкивгостях
Как снеговики солнце
искали
Армейскаякарусель
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
10
Название занятия
Март
Апрель
Май
1. Продолжатьразвиватьумениевыполнятьдвиже
ниявсоответствиистекстомитемпоммелодий;разви
ватьмелкуюмоторикурук,дыхание.
2.Развиватьудетейумениесогласовыватьдвижения
сритмичнымпроговариваниемтекста.
3. Укреплятьздоровьедетейспомощьюсамомасса
жа.
25
26
27
28
Какцыплятасолнцебудили
Новая столовая
В гости к нам
пришлиматрешки
Весеннеесолнышко
1. Развивать
29
30
31
32
Весенняякапель
Прилетайте,
птицы!Весеннийручеек
Кораблик
33
34
35
36
Утренние лучи
Петушок и его семья
Колечко
Бобровыйпруд
мелкую моторику и точность
движенийпальцев,мимическиемышцылица.
2. Расширятьлексический словарь по теме
«Весна».
3. Закреплятьумениевыполнятьдвижениявсоотве
тствиистекстомитемпоммелодий;развиватьмелку
юмоторикурук,дыхание.
4. Совершенствовать
общую
и
мелкую
моторику;развивать фонематический слух.
1. Развиватьумениеопираясьнаритмосхемуотстукивать ритмическийрисунок.
2.
Совершенствоватькоординированныедвиж
ениярукиног;выполнятьдвижениявсоответствиист
екстомитемпоммелодий;развиватьмелкуюмотори
курук,дыхание.
3. Закреплятьумениевыразительночитатьстихот
ворение.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Дидактическийматериал,техническоеоснащениезанятий
Учебнаядоска,интерактивнаядоска;
• магнитофониаудиоматериалы;
• наглядно-демонстрационныйматериалпотемамзанятий;
• музыкальныеинструменты;
• индивидуальныезеркала.
11
Список используемой литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
М.Ю.Картушина «Логоритмикадлямалышей»;
О.А.Новиковская «Логоритмикадлядошкольниковвиграхиупражнениях»;
Е.М.Тимофеева, Е.И.Чернова «Пальчиковые шаги»;
Е.М.Тимофеева, Е.И.Чернова «Пальчиковаягимнастика»;
Е.Краузе «Логопедическиймассажиартикуляционнаягимнастика»
АудиодискЖелезновой
12