Рисовашки

MyHr4rInrrAJrbHoE ABroHoMHo!49_rI]5_9{bqgP oBPA3oBArEJrbHoE yr{PEX,qEHr4E
(AETCKI4IICAAJS 37>

f
IIP14FUITO
[e.[arorl4qecKr4M coBeToM
,
rporoKon Ns K
Ae

y' /f"

V a-Zzq{a

IIPOTPAMMA
A0rroJrHrrreJrbHofi o6pasoB aTeJr bH ofi ycJryrr

(PIICOBAIIIKLI)>

Bospacr:3-7 r'er
Cpox peaJrn3arluu: 4 roAa

Pa":pa6orana:

Ky:Heqoea TarrqHa BaculreBHa
My3brK€urrnrrfi pyKoBoAlrreJrb

(
bepe3HHr(w,

zul)

2025 r.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка ............................................................................ …………..3
1.2. Цель и задачи программы .......................................................................................... 4
1.3. Планируемые результаты ............................................................................................ 4
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ
2.1. Содержание программы.............................................................................................5
2.2. Перспективный план дети 3-4 лет .............................................................................. 7
Перспективный план дети 4-5 лет………………………………………………………9
Перспективный план дети 6-7 лет (1 год)……………………………………………...12
Перспективный план дети 6-7 лет (2 год) ……………………………………..............15
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ
3.1 Материально-техническое обеспечение .................................................... ….........20
3.2 Оценочные материалы………………………………………………………………20
Заключение ………………………………………………………………………………22
Список используемой литературы .................................................................................. 23

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
«Детство – это важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей
жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
Иот того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы,
чтовошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей
степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.А. Сухомлинский
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической
теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с
дошкольного возраста. Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.
Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться,
как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной
жизни.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и
представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах,
способах действий с ними. Дошкольники узнают, что рисовать можно как красками,
карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, цветным
клейстером.
Дети пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком),
получать изображения с помощью подручных средств, с помощью природного
материала. При непосредственном контакте рук с краской дети познают ее свойства:
густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами и оттенками.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться.
Развивается познавательный интерес, начинают задавать вопросы педагогу и друг
другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня
развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая
деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
В рамках кружковой деятельности дети неограниченны в возможностях
выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Дошкольники
осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего
мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.
Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда. Сколько дома
ненужных и интересных вещей: (зубная щетка, расческа, поролон, пробки,
пенопласт, катушки ниток, свеча и т.д.). В детском саду вышли на прогулку,
присмотрелись, а сколько можно увидеть интересного: палочки, шишки, листочки,
камушки. Всеми этими предметами дополнили зону художественной деятельности.
Необходимые материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь
не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, а
можно придумать и свою технику. Дошкольники получают положительные эмоции
Творчество не может существовать под давлением. Оно должно быть
свободным, ярким, неповторимым. Нестандартные подходы к организации
изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая
3

стремление заниматься таким интересным делом.
Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка,
позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно,
если маленький художник перепачкался, главное – чтобы он получал удовольствие
от общения с красками и радовался результатам своего труда.
1.2 Цель:
Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством
нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного
мира. В увлекательной форме познакомить детей с различными средствами и
способами изображения, развитие их творческих способностей, фантазии и
воображения.
Задачи:
Развивающие:
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок,
иллюстраций.
• Развивать творческие способности детей. Развивать внимание, память,
логическое и пространственное воображение.
• Развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
Обучающие:
• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам
изображения с использованием различных материалов.
• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров,
• Учить понимать выразительные средства искусства.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
• Воспитывать культуру
деятельности,
формировать
навыки
сотрудничества.
• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений
классического искусства, окружающих предметов.
•
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда,
•
Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать
материал, содержать в порядке рабочее место.
Оздоровительные:
•
укреплять здоровье детей, используя, здоровьесберегающие технологии,
которые благотворно влияют с помощью нетрадиционной техники рисования на
эмоциональное состояние и психическое развитие детей.
1.3 Ожидаемый результат:
развитие зрительного восприятия;
развитие пространственной ориентировки;
развитие мелкой моторики рук;
обострению тактильного восприятия;
концентрация внимания;
улучшение цветовосприятия;
самостоятельно
использовать
нетрадиционные
материалы
и
инструменты;
4

владение навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
умение выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

−

2.1 Содержание программы
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с
применением нетрадиционной техники рисования способствует:
1. Снятию детских страхов и развитию психических процессов (воображения,
восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления).
2. Развитию познавательного интереса. Все необычное привлекает внимание
детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг
другу, происходит обогащение и активизация словаря.
3. Развитию ориентировочно–исследовательской деятельности, дошкольников.
Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с
мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные
материалы и т.д.)
4. Развитию мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие
речевой зоны коры головного мозга.
5. Развитию тактильной чувствительности (при непосредственном контакте
пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость).
Связь с другими образовательными областями
Образовательная область «Речевое развитие».
Рисуя пальчиками, песком, крупой, ребенок развивает мелкую моторику рук и
пальцев. Это приводит к развитию речевых центров коры головного мозга, т.е.
развивает речь, расширяем словарный запас детей, развиваем коммуникативные
связи, свободное общение взрослых и детей.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Закрепление сенсорных эталонов форм и цветов, а также промежуточные
цветовые гаммы, обследование предметов, связь между частями и сбор в целое
ведет к развитию продуктивной (конструктивной) деятельности, формирует
предпосылки к проектной деятельности.
Образовательная область «Физическое развитие»
Переключение от умственного труда к творческому, от обязательного к
необязательному, вдохновляющему. Развивает волевые качества.
Принципы, лежащие в основе программы:
−
Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);
Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
−
Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в
социуме, реализация собственных творческих потребностей);
−
Научности (обоснованность, наличие методологической базы и
теоретической основы).
−
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,
ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческихработ).
5

Методические рекомендации:
−
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для
успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать
возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С
возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги,
выделяются новые средства выразительности.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в
форме кружковой работы.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной
образовательной программы:
-проведение выставок детских работ;
-проведение открытого мероприятия;
-проведение мастер-класса.
Младший дошкольный возраст: использовать технику «рисование руками»
(ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), тычок жесткой полусухой кистью.
Средний дошкольный возраст: тычок жесткой полусухой кистью, печать
поролоном; печать пробками; восковые мелки+акварель; свеча+акварель; отпечатки
листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки
(ниткография).
Старший дошкольный возраст: более трудные методы и техники:
Рисование солью, крупой; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой;
печать по трафарету; монтотипия предметная; кляксография обычная; ниткография;
по сырому; граттаж; набрызг; тычок жесткой кистью; по оттиску; ладошками;
зубной щеткой; ватными палочками.
Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям
чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение,
дает полную свободу для самовыражения.
Данные техники неутомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность,
работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение
задания.
Первый год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом
нетрадиционного рисования как рисование ладошкой, пальчиком, печатание
пробкой, листьями. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших
работ и составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах и
коллективно.
Занятия проводятся 1 раз в неделю: во 2 младшей группе 15 мин., 20 минут в
средней, 25 мин. В старшей, 30 мин. В подготовительной
Объем и срок освоения программы:
Год обучения
1
2

Общее количество часов
31
31

Количество часов в неделю
1
1

Задачи I года обучения:
Познакомить детей с различными видами нетрадиционной техники обучения
изобразительной деятельности.
6

Формировать у детей изобразительные умения и навыки
Развивать творческое воображение, поощрять проявление фантазии
Воспитывать художественно-эстетический вкус.
Задачи II, III, IV года обучения:
Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умелоего
использовать.
Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе
нетрадиционными техниками.
Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
Развивать творчество, фантазию.
Активизировать детей при выборе тематики.
Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на
помощь друг другу.
Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
2.2 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

7

Месяц, неделя
Октябрь, 1

Тема занятия
«Яблочный компот»
(картофель)

Программное содержание
Продолжить знакомство с техникой печати
картофельной матрицей, показать приём получения
отпечатка. Рисование яблок на силуэте банки

Октябрь, 2

«Осеннее дерево»
(ладошками)

Октябрь, 3

«Ёжик»
(вилка, кисть)

Октябрь, 4

«Цыпленок в яйце»
(мятая бумага)

Продолжить знакомство с техникой печатания
ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и
делать отпечатки.
Познакомить с новым способом рисования. Учить
рисовать животных способом оттиска вилкой.
Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком.
Познакомить с новым способом рисования – мятой
бумагой. Дорисовывать детали образа пальчиком.

Ноябрь, 1

«Рисуем забавного страуса»Учить рисовать прямые линии от заданной точки.
(воск. карандаш)
Менять цвет карандашей в ходе рисования.

Ноябрь, 2

«Гусеница»
(печать пробкой)
«Забавные осьминожки»
(ладошкой)

Ноябрь, 3

Ноябрь, 4
Декабрь, 1
Декабрь, 2

Декабрь, 3
Декабрь, 4
Январь, 2
Январь, 3

«Дом»
(с использованием
малярного скотча)
«Украсим рукавичку»
(ватная палочка)
«Зимнее дерево»
(ладошкой)
«Новогодние игрушки»
(объемной пастой)
«Елочка нарядная»
«Узоры на окнах»
(с помощью свечи)
«Весёлый снеговик»
(клей и соль)

Январь, 4

«Снежинка»
(монотипия)

Февраль,1

«Змея» (губкой)

Февраль, 2

«Белый медвежонок»
(тычок)
«Самолет в облаках»
(рисование губкой)

Февраль, 3
Февраль, 4

«Паучок»

Учить рисовать пробками, прикладывая их к листу.
Закрепить знание цветов.
Продолжать учить детей «превращать» обычное
изображение ладошки путем прикладывания
ладони к листу бумаги и дорисовывая недостающих
элементов пальчиком
Рисование методом тычка по малярному скотчу

Продолжать учить самостоятельно подбирать нужный
цвет, размещать точку по всему рисунку.
Продолжать учить детей «превращать» обычное
изображение ладошки путем прикладывания
ладони к листу бумаги и дорисовывая недостающих
элементов пальчиком.
Знакомство с рисованием объемной пастой
Тампонирование по трафарету. Учить закрашивать все
пространство листа. Дополнять рисунок деталями.
Познакомить с новой техникой рисования – свечой.
Закрашивать краской все пространство рисунка.
Учить насыпать соль на клей, для получения
изображения. Развивать чувство композиции.
Познакомить детей с новой техникой рисования.
Развивать чувство ритма и композиции, мелкую
моторику.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких
впечатлений в рисунок.
Продолжить знакомить детей с новой техникой
рисования – рисование поролоном.
Продолжить знакомство с техникой рисования тычком
(жёсткой кистью).
Учить внимательно, рассматривать образец исследовать
его, закреплять умения рисовать по образцу.
Учить рисовать прямые линии от центра и соединять их
между8собой.

Март, 1

«Цветок для мамы»
(ладошка)

Продолжать учить рисовать ладошкой, кончиками
пальцев.

Март, 2

«Курочка-рябушечка»
(ватная палочка)

Упражнять в рисование тычком ватным палочками.

Март, 3

«Лев»

Март, 4

«Бабочка»
(монотипия)

Апрель, 1

«Подсолнух»
(ватная палочка и кисть)

Учить рисовать прямые линии от заданной точки.
Менять цвет карандашей в ходе рисования.
Продолжать рисовать техникой монотипия.
Воспитывать интерес к природе и отображению ярких
впечатлений в рисунок.
Продолжать учить рисовать вертикальные линии,
состоящие из точек.

Апрель, 2

«Цветок» (печать пробкой) Учить рисовать пробками, прикладывая их к листу.
Закрепить знание цветов.

Апрель, 3

«Маки»
(оттиск пальчиком)

Рисование оттиском пальца и дорисовывание
карандашом.

Апрель, 4

«Одуванчик»
(зубная щетка)

Упражнять в рисовании щеткой.

Май, 1

«Цыплята»
(жесткой кистью)

Учить рисовать тычком, прорисовывать делали
фломастером.

Май, 2

«Салют»
(восковые мелки)

Май, 3

«Божья коровка»
(оттиск картошкой)

Учить детей рисовать прямые линии из одной точки.
Учить работать с акварелью – набирать краску и
накладывать на рисунок в одном направлении.
Отображать в рисунке свои впечатления.
Учить детей правильно набирать краску и
прорисовывать детали на высохшем рисунке.

Май, 4

«Цветочная полянка»

Учить рисовать траву зубной щеткой, как бы размазывая
краску. Рисовать цветы любым способом по желанию.

ПЕРСПЕКТИВНЫИ ПЛАН КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

9

«Мухомор» (рисование мятойУчить украшать платочек простым
бумагой)
узором, используя печатание, рисование пальчиками
прием примакивания.
Познакомить с приемом печати
Октябрь, 2
«Осенний букет»
(печатание листьями)
листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус
«Компот из яблок» (оттиск Познакомить с техникой печатания картофелем,
Октябрь, 3
печаткой)
поролоновым тампоном.
Показать приём получения отпечатка.
«Кисть рябинки» (ватные Создание красивых осенних композиций с передачей
Октябрь, 4
палочки, пальчики)
настроения.
Ноябрь, 1
«Рисуем забавного страуса» Учить рисовать прямые линии от заданной точки.
Менять цвет карандашей в ходе рисования.
Совершенствовать умение делать
Ноябрь, 2
«Два петушка»
(рисование ладошкой)
отпечатки ладони и дорисовывать их доопределенного
образа (петушки).
Учить набирать определенное количество воды.
Ноябрь, 3
«Цветы на мокром»
Закрепить данные навыки рисования.
Совершенствовать умение рисовать мятой бумагой. И
Ноябрь, 4
«Пушистые котики»
(рисование с аппликацией) дорисовывать их доопределенного образа.
Учить детей создавать ритмичный узор, аккуратно
«Шапочка»
Декабрь
(ватные палочки)
раскрашивать, «оживлять» картинку с помощь деталей.
1
Закреплять умение изображать лесных птиц подручными
Декабрь, 2 «Совушки»
средствами.
(мятая бумага)
Октябрь, 1

Декабрь, 3

«Мои рукавички» (оттиск
печатками)

Декабрь, 4

«Зимний лес»
(зубная щетка)

Упражнять в технике печатания.
Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по
возможности равномерно на всю поверхность.
Упражнять в рисовании зубной щеткой.

10

Январь, 2

Январь, 3
Январь, 4
Февраль, 1
Февраль, 2
Март, 1
Март, 2
Март, 3
Март, 4
Апрель, 1
Апрель, 2
Апрель, 3
Апрель, 4
Май, 1

Май, 2
Май, 3
Май, 4

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой
«Ёлочка пушистая,
жёсткой кистью. Закрепить умение украшать рисунок,
нарядная»
(тычок жёсткой полусухой используя рисование пальчиками.
кистью)
Упражнять в технике рисования солью на клей.
«Снеговик »
(солью и клеем)
Закрепить умение украшать рисунок, используя детали.
«Белый медведь» (рисованиеПознакомить с техникой рисования
жесткой кистью)
жесткой кистью, тонировать фон.
Закреплять навыки рисования спонжем. Учить
«Динозаврик»
(рисование спонжем)
прорисовывать детали и украшать фон.
Учить рисовать предмет на фоне. Ждать просушки
«Самолеты на флаге»
фона.
«Мимоза для мамы»
Упражнять в рисовании сразу несколькими палочками.
(ватные палочки)
Упражнять в рисовании животного жарких стран.
«Жираф»
Дорисовывать фон деталями по замыслу
Совершенствовать умения детей в данных
«Лисичка»
(зубная щетка)
изобразительных техниках.
Закреплять навык печати спонжем. Воспитывать у
«Барашек»
(спонж)
детей умение работать индивидуально.
Учить детей самостоятельно рисовать ветку дерева, а
«Цветущая яблоня»
цветы рисовать пальчиком: техникой – стенка, стенка,
потолок, пол.
«Космос и луна» (солью и Закрепить рисование солью по клею. Учить создавать
клеем)
законченную картину.
Учить рисовать животных, состоящие из многих
«Павлин»
(пальчиками)
отпечатков пальчиков.
Познакомить с приемом отпечатывания. Воспитать у
«Маковое поле»
(пальчиками)
ребенка художественный вкус
Учить рисовать на отпечатках детали, чтобы получить
«Насекомые»
насекомое. пользоваться всей разноцветной гаммой
(бабочка, паук, божья
красок. Воспитывать у детей умение работать
коровка, гусеница)
самостоятельно.
Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь,
«Праздничный салют»
учить рисовать салют с помощью воскового мелка.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
Учить детей рисовать пробкой, прорисовывать детали.
«Гроздь винограда»
(пробка)
Видеть законченный образ.
Познакомить с новым способом раскрашивания –
Раскраска
(фольга)
фольга+вода; развивать чувство композиции и
колорита в процессе использования разных
материалов

11

ПЕРСПЕКТИВНЫИ ПЛАН КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ (1 год)
Месяц,
неделя
Октябрь
1

Октябрь
2
Октябрь
3
Октябрь
4
Ноябрь
1
Ноябрь
2
Ноябрь
3

Тема занятия

Программное содержание

«Красивые листья»
(монотипия)

нетрадиционном
Расширять представления о
изобразительном материале – техникой печатания листьями.
Вызвать интерес у детей. Познакомить с чудесным свойством
цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными
цветами.
Учить детей раздувать краску трубочкой. Развивать чувство
«Осенние деревья»
композиции, ритма. Уметь подбирать соответствующий цвет.
(кляксография)
Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
«Ёжик с грибами» (вилка, Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать
аппликации)
самостоятельность и тренировать мелкую моторику. Умение
делать отпечатки от комочков бумаги, развивать фантазию.
Совершенствовать умение работать аккуратно.
Познакомить с техникой – растягивание. Воспитать у ребенка
«Листья на черном»
(шаблон, тампонирование, художественный вкус. Развивать чувство композиции,
пальчиком)
совершенствовать умение работать в разных техниках.
«Ночной город» (кисть,
Учить накладывать фон градиентом. Делать набрызг кистью.
набрызг)
Дополнять рисунок деталями. Развивать чувство композиции.
Учить детей рисовать цветные пятна и на них черные контуры
«Красивая картинка»
растительности.
Совершенствовать
умение
работать
аккуратно. Воспитывать самостоятельность в создании
образа.
Познакомить с техникой рисования тычком, полусухой
«Радужный лев»
(жесткой полусухой кистью)жёсткой кистью. Учить создавать образ животного, используя
технику тычка. Закрепить умение украшать рисунок.
Воспитывать у детей умение работать индивидуально

12

Ноябрь
4

«Мама с ребенком»
+разноцветная соль)

Декабрь
1

«Пингвин едет с горки»

Декабрь
2

«Жираф»
(кисть и воск. мелки)

Декабрь
3

«Здравствуй, дедушка
Мороз»!

Декабрь
4

«Новогодняя ночь»
Техника граттаж

Январь «Ёлки на круге»
2
Январь «Красивая птица»
3
Январь «Снежинки на черном»
(клей и соль)
4

Совершенствовать умение передавать образ черной
краской. Уметь наносить цвет на цвет. Развивать у
детей воображение, мелкую моторику рук.
Воспитывать чувство гордости за свою маму.
Учить располагать рисунок по диагонали.
Уметь создавать законченность картины деталями,
развивать мелкую моторику рук, фантазию,
воображение. Воспитать у ребенка художественный
вкус.
Развивать чувство композиции, художественный
вкус.
Познакомить детей
с техникой
–
накладывание краски на воск. Воспитывать
аккуратность при работе с мыльными пузырями.
Учить детей рисовать человека из фигуры –
треугольник. Дополнять образ деталями. Развивать
чувство композиции и воображение.
Познакомить с новой техникой рисования
«граттаж». Закрепить знания о свойствах различных
изобразительных материалов. Учить рисовать,
сочетая в рисунке разные материалы: восковые
мелки, гуашь.
Учить распределять равномерное количество
изображений на круге. Развивать фантазию,
продумывать узор каждой елки.
Передавать в рисунке красивый образ птицы.
Продолжать знакомить с техникой – градиент.
Дополнять рисунок деталями.
Учить рисовать клеем. Насыпать соль равномерно.
Развивать фантазию и воображение.

13

Февраль
1

«Кот смотрит на луну»

Упражнять в рисовании не сложной композиции.
Рисовать рисунок на выдохнувшем фоне. Дополнять
рисунок деталями
Закрепить умение детей рисовать в технике «воск
Февраль
«Кот на парашюте»
+акварель». Учить детей зарисовывать рисунок, не
(восковые
мелки
2
выходя за контур. Воспитывать эстетическое
+акварель)
отношение, развивать творчество.
Учить
детей рисовать
при помощи
Февраль
«Военные корабли»
(по-мокрому)
оттиска
поролона
соответствующего
3
размера. Закреплять умение удачно располагать
изображения на листе. Учить рисовать «по–
мокрому». Развивать композиционные умения
(размещать «кораблики «в море» по всему листу
бумаги).
Показать, что рисунок может быть оригинальным и
Февраль «Киты»
в одном цвете. Дополнять рисунок деталями для
4
законченности образа.
Закрепить умение рисовать при помощи тычка
Март «Цветы для мамы»
(шариком воздушным)
шариком. Учить подбирать сочетание цвета.
1
Формировать нравственные основы: внимание и
любовь к близким, желание делать подарки.
Март «Чебурашка в апельсинах» Учить рисовать мультипликационного героя.
Дополнять образ апельсинами. Воспитывать
2
желание познакомиться с советскими
мультфильмами.
Закрепить умение детей рисовать в технике «воск
Март «Ветка вербы»
(воск + акварель)
+акварель». Учить детей рисовать мелкие детали.
3
Воспитывать эстетическое отношение, развивать
творчество.
Продолжать развивать навыки рисования при
Март «Подводный мир»
помощи
пупырки.
Вызвать
эмоциональную
(рисование пупыркой)
4
отзывчивость,
удовольствие
от
восприятия
картины.

14

1

Апрель «Ранняя весна»
(по–мокрому)

Апрель
2

«Космос»
(акварель + восковые мелки)

Апрель
3

«Витражная роспись»

Апрель
4

«Веселые страусы»

Май, 1

«Верба»
(восковые мелки, акварель,
гуашь)
«Салют над Кремлем»

Май, 2

Май, 3

Май, 4

Учить детей делать тычки жесткой полусухой
кистью.
Развивать
эстетическое
восприятие
весеннего пейзажа. Создать условия для отражения
в рисунке весенних впечатлений. Развивать
творческое воображение.
Закреплять умение сочетать в рисунке несколько
материалов (восковые мелки, акварель). Вызывать
эмоциональное отношение к образу. Развивать
умение самостоятельно располагать изображение на
листе бумаги.
Познакомить с новой техникой рисования –
витражная роспись. Использовать различные
способы закрашивания. Учить не оставлять
пробелов и не выходить за контур. Развивать
образное восприятие, творчество.
Продолжать развивать навыки рисования при
помощи
освоения
завитков.
Вызвать
эмоциональную отзывчивость, удовольствие от
восприятия картины.
Учить сочетать в рисунке разные материалы.
Раскрашивать фон в одном направлении.
Использовать в рисунке разные материалы для
создания картины. Отображать в рисунке свои
впечатления от праздника.

«Радуга – дуга»
(рисование по-мокрому)

Упражнять в технике рисования по-мокрому.
Закрепить цвета спектра. Дополнение рисунка
деталями, для полноты картины. Выбирать
различные материалы.
«Чебурашка в апельсинах» Рисовать любимого героя, дополнять картинку
деталями. Учить не оставлять пробелов и не
выходить за контур. Развивать
образное
восприятие, творчество.

ПЕРСПЕКТИВНЫИ ПЛАН КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ (2 год)

15

Месяц,
неделя
Октябрь
1
Октябрь
2
Октябрь
3

Октябрь
4
Ноябрь
1
Ноябрь
2
Ноябрь
3

Тема занятия

Программное содержание

Зонтики
(втулками)

Расширять представления о
нетрадиционном
изобразительном материале – техникой обводки. как можно
использовать подручный материал. Вызвать интерес у детей.
Учить детей создавать образ рисунка дополнительными
Мухоморы
деталями. Развивать чувство композиции, ритма. Уметь
подбирать соответствующий цвет.
Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Познакомить с техникой печатания пупыркой на втулке.
Гортензии на черном
(тампонирование палочками) Развивать самостоятельность и тренировать мелкую
моторику.
Совершенствовать умение дополнять образ мелкими
деталями.
Познакомить с техникой – пушистые края. Воспитать у
Панда
(штампик)
ребенка художественный вкус. Учить отражать особенности
изображаемого предмета, используя различные материалы.
Познакомить с техникой рисования образа – раскрашенной
Черепашки
пупыркой. Закрепить умение самостоятельно использовать в
(пупырка)
рисовании пупырку. Развивать чувство композиции.
Учить детей рисовать, размывая фон. Уметь работать
Птица и луна
кончиком кисти, развивать мелкую моторику рук.
Совершенствовать умение работать аккуратно. Воспитывать
самостоятельность в создании образа.
Познакомить с техникой рисования тычком полусухой
Белочка
жёсткой кистью. Учить создавать образ животного,
используя технику тычка. Закрепить умение украшать
рисунок, используя
рисование пальчиками.

16

Ноябрь
4
Декабрь
1

Декабрь
2

Декабрь
3
Декабрь
4

Январь
1

Разноцветный лес

Совершенствовать умение детей рисовать деревья
нетрадиционным способом – дорисовка. Развивать у
детей воображение, мелкую моторику рук
Познакомить детей с техникой–соединения двух
Маяк
деталей.
Уметь наносить цвет на цвет, развивать мелкую
моторику рук, фантазию, воображение. Воспитать у
ребенка художественный вкус
Шаблоны новогодних масокУчить детей продумывать узор рисунка, подбирать
цвета близко к образу. Создать новогоднее
настроение. Показать, что своими руками можно
создать новогодний образ.
Учить детей рисовать новогодние атрибуты,
Сани с подарками
закреплять умение детей прорисовывать мелкие
детали; расширять знания о празднике
Закрепить
знания
о
свойствах
различных
«Новогодняя елка»
изобразительных материалов. Учить рисовать,
сочетая в рисунке разные материалы: восковые
мелки, гуашь. Учить детей умению отражать в
рисунке признаки праздника – встречи нового года.
Закрепить умение
создавать композицию.
Развивать образное восприятие, творчество
«Снегири на ветке»
Развивать воображение, творчество, учить передавать
образ птицы в рисунках, используя технику
размывки. Развивать воображение, чувство ритма,
цветовосприятие. Формировать у детей обобщенное
представление о птицах. Расширять знания о
перелетных птицах.

17

Январь

Танцующий снеговик
2

Январь

Сказочный лес
3

Февраль
1

Морж

Февраль
2
Февраль
3

Лев

Февраль
4

Котенок

Март
1

«Портрет мамы»
(втулками)

Март
2

«Ранняя весна»
(по–мокрому)

Крокодил и птичка Тари

Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять
рисунок не только кистью, но и руками, пальцами.
Развивать
эстетическое
восприятие.
Развивать
воображение
Познакомить детей с техникой рисования - узор
Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие
от восприятия картины. Воспитывать уважение к
труду; развивать творчество.
Упражнять
в
рисовании
животных
севера
придумывать свои детали. Развивать творческое
восприятие, фантазию.
Воспитывать эстетическое отношение, развивать
творчество. Умение смешивать краски
Учить
детей рисовать
по мотивам книги.
Закреплять умение удачно располагать изображения на
листе. Учить рисовать море поролоном, техника
«градиент»
Познакомить с техникой рисования тычком, полусухой
жёсткой кистью. Учить создавать образ животного,
используя технику тычка. Закрепить умение украшать
рисунок, используя спонж.
Закрепить умение рисовать при помощи втулок. Учить
рисовать портрет. Формировать нравственные основы:
внимание и любовь к близким, желание делать
подарки.
Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью.
Развивать эстетическое восприятие весеннего пейзажа.
Создать условия для отражения в рисунке весенних
впечатлений. Развивать творческое
воображение.

18

Март

Змея

3
Март
4
Апрель
1
Апрель
2

Апрель
3
Апрель
4
Май, 1
Май, 2
Май, 3
Май, 4

Познакомить с новой техникой рисования «непрерывное
рисование».
Использовать
различные
способы
закрашивания. Развивать
образное восприятие,
творчество.
Продолжать развивать навыки рисования при помощи
Рыжий кот
губки.
Вызвать
эмоциональную
отзывчивость,
удовольствие от восприятия картины.
Учить детей фантазировать в создании образа.
Чудики
Продумывать детали, для выразительности рисунка. Учить
выбирать по своему усмотрению материал для
изображения.
Закреплять умение сочетать в рисунке несколько
Клоун
материалов (восковые мелки, гуашь, фломастеры).
Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать
умение самостоятельно располагать изображение на листе
бумаги.
Учить работать с пупыркой – приклеивать и раскрашивать.
Улей с пчелами
Создавать картину, придумывая и добавляя детали.
(пупырка)
Развивать эстетическое восприятие
Продолжать учить изображать животных. Учить
Лисичка
использовать для изображения зубную щетку, ватные
палочки. Развивать эстетическое восприятие, любовь к
природе, желание передавать ее красоту.
Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой,
«Ворона»
(гуашь+манка)
расширять представления о форме, размере и цвете
предметов. Развивать изобразительные навыки и умения.
Учить рисовать витражной техникой. Развивать мелкую
«День победы»
(техника – витраж)
моторику пальцев, зрительно-двигательную координацию.
Учить рисовать фон и ждать его полного высыхания
«Аисты»
Развивать мелкую моторику пальцев, зрительно
двигательную координацию.
«Ромашки на полянке»Совершенствовать навык работы с восковыми мелками и
(восковые мелки +
акварелью, развивать мелкую моторику пальцев,
акварель )
зрительно-двигательную координацию. Учить создавать
законченную картину.

19

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Материально – техническое обеспечение
Бумага белая;
Бумага «Радуга»;
Черная бумага;
Гуашь;
Акварель;
Салфетки;
Вилка пластиковая;
Кисти;
Клей ПВА;
Спонжи разные;
Трубочки коктейльные;
Ватные палочки;
Воздушные шарики;
Палитра;
Пипетки;
3.2 Оценочные материалы
В программе «Рисовашки» используется механизм диагностики качества
образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения
воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста
знаний, умений и навыков. С этой целью используется диагностическая методика
Н.Р. Волегова (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной
деятельности как способ развития детей дошкольного возраста).
Разделы

Уровни развития
Частично сформирован
Не сформирован

Техника работы с
материалами

Дети знакомы с необходимыми
навыками нетрадиц. техники рисования
и умеют использовать нетрадиц.
материалы и инструменты, но им
нужна незначительная помощь.
Самостоятельно используют
нетрадиционные материалы и
инструменты. Владеют навыками
нетрадиционной техники рисования и
применяют их. Оперируют
предметными терминами.

Предметное и
сюжетное
изображение

Передают общие, типичные,
характерные признаки объектов и
явлений. Пользуются средствами
выразительности. Обладает
нагляднообразным мышлением. При
использовании навыков
нетрадиционной техники рисования
20

Дети знакомы с необходимыми
навыками нетрадиц. техники
рисования и умеют использовать
нетрадиц. материалы и
инструменты, но им нужна
незначительная помощь.
Самостоятельно используют
нетрадиционные материалы и
инструменты. Владеют навыками
нетрадиционной техники
рисования и применяют их.
Оперируют предметными
терминами.
Передают общие, типичные,
характерные признаки объектов и
явлений. Пользуются средствами
выразительности. Обладает
нагляднообразным мышлением.
При использовании навыков
нетрадиционной техники

результат получается недостаточно
качественным. Умеет передавать
несложный сюжет, объединяя в рисунке
несколько предметов, располагая их на
листе в соответствии с содержание
сюжета. Умело передает расположение
частей при рисовании сложных
предметов и соотносит их по величине.
Применяет все знания в
самостоятельной творческой
деятельности. Развито художественное
восприятие и воображение. При
использовании навыков
нетрадиционной техники рисования,
результат получается качественным.
Проявляют самостоятельность,
инициативу и творчество.

рисования результат получается
недостаточно качественным.
Умеет передавать несложный
сюжет, объединяя в рисунке
несколько предметов, располагая
их на листе в соответствии с
содержание сюжета. Умело
передает расположение частей при
рисовании сложных предметов и
соотносит их по величине.
Применяет все знания в
самостоятельной творческой
деятельности. Развито
художественное восприятие и
воображение. При использовании
навыков нетрадиционной техники
рисования, результат получается
качественным. Проявляют
самостоятельность, инициативу и
творчество.

Критерии оценки усвоения программы: Диагностика проводится два раза в год: в
начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года
(итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицуматрицу.
В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий
уровень - В, средний - С, низкий - Н. На основе полученных данных делаются
выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны,
разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы
устранения недостатков.

21

Заключение
Использование
нетрадиционной
техники
рисования
стимулирует
художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие
способностей, умений и навыков детей.
Художественно-творческая
деятельность
выполняет
терапевтическую
функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное,
приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние
каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие
творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно,
самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и
непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками,
развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения.
Также решаются задачи развития психических познавательных процессов:
восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи.
Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев
руки, зрительного восприятия, координации движений. У детей формируется
умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах
материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается
познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные
игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний,
умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому
приемы нетрадиционной техники необходимо использовать для полноценного
развития детей.

22

3.3 Список использованной литературы
1. Акуненок
Т.С.
Использованиев
ДОУ
приемов
нетрадиционного
рисования//Дошкольное образование.– 2010.-№18
2. Волегов Н.Р.
Методическая разработка нетрадиционной техники
изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.-М.: Издательство
4. «Скрипторий 2003», 2013.
5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.-М.: Издательство
6. «Скрипторий 2003», 2013.
7. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий.–М., 2007
8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим
навыками умениям.//Дошкольное воспитание, 1991, № 2.
9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва. 2007.
10.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных
родителей.-СПб.:КАРО, 2010.
11.Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные
занятия в ДОУ.– М.: ТЦСфера, 2011.
12. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.Москва.2003

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».