2
среднего общего образования» (далее – Приказ Минпросвещения
России № 738);
приказ Минцифры России от 15.07.2022 № 542/1 «О мероприятиях по
созданию элементов федеральной государственной информационной
системы «Моя школа», обеспечивающих реализацию ее функций, и
мероприятиях
по
созданию
федеральной
государственной
информационной системы «Моя школа»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (далее – СанПиН 1.2.3685-21);
«МР 2.4.0330-23. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические
рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических
требований при реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Методические
рекомендации»,
утвержденные
главным
государственным санитарным врачом РФ 29.08.2023 (далее – МР
2.4.0330-23);
письмо Министерства просвещения РФ от 31.07.2023 № 04-423 «Об
исполнении протокола» (вместе с «Методическими рекомендациями
для педагогических работников образовательных организаций общего
образования,
образовательных
организаций
среднего
профессионального образования, образовательных организаций
дополнительного образования по использованию российского
программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их
родителями (законными представителями)»);
письмо Министерства просвещения РФ от 22.02.2022 № 04-127 «О
направлении методических рекомендаций»;
письмо Министерства просвещения РФ от 26.08.2022 № 04-643 «О
направлении информации»;
Пользовательское соглашение ИКОП «Сферум». URL: https://sferum.ru
(дата обращения: 18.03.2024).
1.3. Положение принимается педагогическим советом, имеющим право
вносить в него изменения и дополнения, с учетом мнения совета
3
обучающихся
заведующего.
и
совета
родителей,
вводится
в
действие
приказом
2. Организация работы участников образовательных отношений в
ИКОП «Сферум»
2.1. Образовательная
организация
при
осуществлении
образовательной длительности использует возможности образовательной
платформы, интегрированной с автоматизированной информационной
системой «Электронная Пермская Образовательная Система» (далее – АИС
«ЭПОС»). О принятом решении образовательная организация доводит до
сведения участников образовательных отношений не позднее 1 мая текущего
учебного года путем ее размещения в открытом доступе на официальном
сайте образовательной организации в сети «Интернет», а также размещает
приказ заведующего о назначении ответственных лиц за поддержку
применяемых технологий.
2.2. Специалисты образовательной организации создают условия для
обеспечения возможности использования участниками образовательного
процесса программного обеспечения ИКОП «Сферум». Распределение
обязанностей среди работников учреждения в части переноса ранее
созданных чатов с педагогами, учащимися и родителями из ВК Мессенджера
в Многофункциональный сервис обмена информацией (национальный
мессенджер), организации подключений пользователей к новым чатам,
информирования
о
возможностях
образовательной
платформы
осуществляется администрацией учреждения в ходе разработки локальных
актов организации и документации, регулирующей трудовую функцию
специалиста.
2.3. Административно – управленческий персонал образовательной
организации координирует образовательные процессы:
издает локальные акты и организационно – распорядительные
документы, регулирующие вопросы использования коммуникационной
платформы;
назначает администратора платформы из числа педагогических
работников образовательной организации;
присоединяется к образовательной организации по ссылкеприглашению в созданный класс «Учительская» в пользовательской
роли «учитель» либо обеспечивает присоединение к образовательной
организации посредствам связывания учебного профиля в ИКОП
«Сферум» и аккаунта в АИС «ЭПОС»;
4
формирует тексты сообщений, приложения и иной информационный
материал для размещения администратором образовательной
платформы публикаций в каналах и чатах образовательной
организации («Общешкольный канал», канал «Администрация» и др.)
для эффективной организации управленческих процессов;
обеспечивает коммуникационное взаимодействие (в чатах, проведение
рабочих встреч и совещаний в онлайн или гибридном формате
посредством создания видео-конференц-связи) с участниками
образовательных отношений для решения управленческих задач в
чатах, созданных в учебном профиле в VK-мессенджера;
осуществляет контроль по использованию учебного профиля в
Национальном-мессенджере участниками образовательных отношений,
в том числе, для проведения дистанционных мероприятий и учебных
занятий;
организовывает
ежедневный
мониторинг
фактически
присутствующих/отсутствующих/заболевших обучающихся в период
проведения дистанционных занятий с обучающимися, подаёт данные
сведения администрации образовательной организации;
обеспечивает сотрудников образовательной организации техническими
средствами обучения, развитие материально-технической базы,
необходимой для использования возможностей ИКОП «Сферум»
(доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,
средствам вычислительной техники, программному обеспечению и
презентационному оборудованию и др.);
организует методическое сопровождение педагогов при организации
дистанционного обучения;
и др.
2.4. Администратор ИКОП «Сферум» подготавливает площадку для
регистрации участников образовательного процесса, осуществляет
поддержку применяемых технологий посредством выполнения следующего
комплекса задач:
организует
регистрацию
образовательной
организации
на
образовательной платформе посредством подачи заявки на адрес
info@sferum.ru с приложением приказа о назначении администратора с
указанием своих контактных данных;
назначает дополнительных администраторов ИКОП «Сферум» из числа
присоединившихся на платформу педагогических работников после
регистрации личного кабинета образовательной организации;
вносит, редактирует и удаляет информацию об образовательной
организации в личном кабинете учреждения ИКОП «Сферум»;
5
осуществляет взаимодействие с муниципальным куратором ИКОП
«Сферум», со службой технической поддержи по вопросам
использования функционала образовательной платформы;
связывает свою учетную запись в АИС «ЭПОС» с учебным профилем
ИКОП «Сферум»;
осуществляет проверку наличия автоматически созданных классных и
родительских чатов, учительской;
при необходимости создает структуру образовательной организации,
компонентом которой является класс (группа), в соответствии с
утвержденной номенклатурой;
при необходимости создает произвольные чаты с участниками
образовательных отношений для организация внеучебной деятельности
обучающихся (проектная деятельность, проведение классных часов,
экскурсий, олимпиад, онлайн-марафонов и др.);
при необходимости создает и направляет педагогическим работникам,
родителям и обучающимся ссылки-приглашения для присоединения в
соответствующий чат в соответствующей пользовательской роли на
платформу;
при необходимости прикрепляет педагогических работников,
выполняющих должностные обязанности классных руководителей, по
учебным классам/группам в соответствии с утвержденным
руководителем
образовательной
организации
распределением
классного руководства;
редактирует информацию, связанную с движением обучающихся и
педагогических работников образовательной организации;
аннулирует невостребованные ссылки-приглашения на присоединение
к образовательной организации с целью обеспечения информационной
безопасности участников образовательных отношений;
публикует новости, объявления и иную информацию о деятельности
учреждения в общем канале образовательной организации по запросу
администрации образовательной организации и педагогических
работников;
планирует, организовывает и сопровождает трансляции, проводимые
образовательной организацией;
оказывает помощь и поддержку участникам образовательных
отношений по эффективному использованию функционала учебного
профиля VK-мессенджер;
доводит до сведения администрации образовательной организации
статистические
данные
по
использованию
платформы
в
образовательной организации;
6
и др.
2.5. Воспитатели групп обеспечивают взаимодействие между
образовательной организацией, обучающимися и их родителями (законными
представителями)
по
вопросам
использования
функциональных
возможностей учебного профиля в Национальном мессенджере для решения
учебных и вне учебных задач в группе:
осуществляют информирование об использовании в деятельности
образовательной организации ресурсов ИКОП «Сферум», а также о
необходимых действиях со стороны родителей для использования
образовательной платформы на родительских собраниях;
обговаривают правила поведения пользователей в сообществах и мерах
ответственности за нарушение действующего законодательства на
родительских собраниях, посвященных теме информационной
безопасности;
принимают участие в обучающих мероприятиях по использованию
возможностей ИКОП «Сферум» в образовательном процессе;
организуют присоединение родителей (законных представителей) к
автоматически созданным родительским чатам;
при необходимости создают дополнительные чаты с участниками
образовательных отношений для коммуникационного взаимодействия с
целью решения определенных образовательных задач;
поддерживают и развивают коммуникацию в чатах с участниками
образовательных отношений с использованием функционала учебного
профиля в Национальном мессенджере, включая возможности
организации и проведения мероприятий в дистанционном формате;
проводят родительские собрания посредством видеоконференцсвязи в
случае если провести встречу с личным присутствием невозможно;
при необходимости создают произвольные чаты с участниками
образовательных отношений для организации вне учебной
деятельности обучающихся (проектная деятельность детей и
родителей, проведение групповых мероприятий, экскурсий, городских
и краевых, региональных конкурсов, праздников, развлечений и др.);
несут ответственность за модерацию и блокировку контента,
размещённого на странице подконтрольного ему канала/чата,
принимают меры по удалению соответствующих материалов со
страницы в случае появления контента, который противоречит
действующему законодательству Российской Федерации и/или
нарушает права и законные интересы третьих лиц;
и др.
7
2.6. Педагогические работники (учитель-логопед, музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог)
координируют процессы по использованию функциональных возможностей
учебного профиля в Национальном мессенджере для решения
образовательных задач:
создают произвольные родительский чаты по своей специальности
(при необходимости), организуют присоединение родителей (законных
представителей) к чатам;
принимают участие в обучающих мероприятиях по использованию
возможностей ИКОП «Сферум» в образовательном процессе;
планируют онлайн-звонки для проведения дистанционного занятия с
обучающимися при необходимости;
проводит онлайн-занятия с обучающимися посредством использования
Национального
мессенджера
в
соответствие
с санитарноэпидемиологическими требованиями и рекомендациями по реализации
образовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
осуществляют общение в групповых/индивидуальных чатах между
педагогами, учащимися и родителями;
осуществляют отправку и хранение учебных материалов;
при необходимости создают произвольные чаты с участниками
образовательных отношений для организация внеучебной деятельности
обучающихся (проектная деятельность детей и родителей, проведение
групповых мероприятий, экскурсий, городских и краевых,
региональных конкурсов, праздников, развлечений и др.);
несёт ответственность за модерацию и блокировку контента,
размещённого на странице подконтрольного ему канала/чата,
принимает меры по удалению соответствующих материалов со
страницы в случае появления контента, который противоречит
действующему законодательству Российской Федерации и/или
нарушает права и законные интересы третьих лиц;
и др.
3. Организация занятий с применением дистанционных
образовательных технологий
3.1. Для реализации непрерывности образовательного процесса
образовательная организация в соответствие с приказом заведующего может
организовать дистанционное обучение по образовательным программам в
следующих случаях:
8
- при отсутствии возможности посещать дошкольное учреждение по
медицинским показателям (ребенок-инвалид, отсутствие прививок и др.);
неблагоприятные погодные условия;
неблагоприятные эпидемиологические условия (карантин);
решение органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере
образования.
3.2. Для проведения дистанционных занятий с начала учебного года
проводится организационная работа с участниками образовательного
процесса по использованию и изучению возможностей ИКОП «Сферум».
Образовательная организация осуществляет информирование о возможности
реализации образовательной программы с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий, а также об
организационных
и
технических
требованиях
для
проведения
дистанционных занятий на родительских собраниях, классных часах, в ходе
личных встреч и звонков с родителями и обучающимися, а также
посредством размещения сведений на официальном сайте образовательной
организации, в чатах Национального Мессенджера с родителями (законными
представителями).
3.3. Дистанционное обучение может быть организовано в случае
соблюдения организационных и технических требований для проведения
дистанционного урока:
созданы учебные чаты на образовательной платформе;
присоединены к созданным учебным чатам педагоги, родители
(привязка аккаунтов АИС «ЭПОС» и учебного профиля ИКОП
«Сферум» либо присоединение к учебным чатам по ссылке), в каждом
учебном чате назначен администратор из числа воспитателей либо
педагогов-специалистов;
наличие у обучающихся и педагогов электронных средств обучения
(компьютер, ноутбук, планшет, смарт-ТВ, наушники/колонки,
микрофон, камера, Интернет-соединение);
успешно проведены тестовые подключения обучающихся, родителей
(законных представителей) и педагогов к видеозвонку в созданных
чатах по предмету образовательной платформы, проведена проверка
работоспособности планируемого к использованию оборудования.
Использование мобильных телефонов обучающимися для участия в
дистанционном уроке не допускается.
3.4. Для проведения дистанционных занятий с использованием ИКОП
«Сферум» образовательная организация корректирует расписание занятий и
их продолжительность в соответствие с нормативами, утвержденными
9
СанПиН 1.2.3685-21, график проведения текущего контроля и итогового
контроля по образовательным областям, а также информирует о данных
изменениях родителей (законных представителей).
3.5. С целью сохранения здоровья обучающихся и педагогических
работников в ходе дистанционных учебных занятий проводится гимнастика
для глаз, упражнения для снятия напряжения с мышц тела и повышения
активности центральной нервной системы в соответствие с методическими
рекомендациями
по
обеспечению
санитарно-эпидемиологических
требований
МР
2.4.0330-23,
а
также
может
увеличиваться
продолжительность времени отдыха обучающегося между занятиями.
3.6. При реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
образовательная организация вносит соответствующие корректировки в
рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (онлайнлекция, онлайн-консультация, онлайн-игра и др.), технических средств
обучения.
3.7. В случае письменного отказа родителей (законных представителей)
от проведения дистанционных занятий посредством использования ресурсов
ИКОП «Сферум», а также отсутствия возможности обеспечить
обучающегося техническими средствами обучения для проведения
дистанционного урока с использованием образовательной платформы
администрацией образовательной организации может быть предложено:
просмотр материала занятий для самостоятельного изучения тем с
помощью родителей (законных представителей) без применения
электронного обучения с использованием традиционных форм
обучения.
4.
Права и обязанности участников образовательных отношений
4.1. Участники образовательных отношений, использующие
функциональные возможности учебного профиля в Национальном
мессенджере вправе:
получить доступ к образовательной платформе и на безвозмездной
основе пользоваться её возможностями;
удалить свой аккаунт в личном кабинете или через службу
технической поддержки info@sferum.ru;
обращаться к администратору учреждения ИКОП «Сферум», а также
в службу технической поддержки по адресу электронной почты
info@sferum.ru при возникновении проблем с регистрацией и
использованием возможностей образовательной платформы;
10
знакомиться с локальными актами учреждения, регламентирующим
вопросы использования образовательной платформы, а также с
информационными ресурсам и инструкциям, размещенным на сайте
prof-sferum.ru, info@sferum.ru;
посещать семинары и вебинары, в рамках которых освещаются
методические вопросы по применению функционала цифрового
сервиса;
пользоваться иными правами, предусмотренными пользовательским
соглашением ИКОП «Сферум».
4.2.
Участники
образовательных
отношений,
использующие
функциональные возможности учебного профиля в Национальном
мессенджере обязаны:
исключить предоставление ложных данных о себе при регистрации
учебного профиля в ИКОП «Сферум»;
информировать администратора образовательной организации, а
также оператора ИКОП «Сферум» о несанкционированном доступе к
аккаунту образовательной платформы;
не предоставлять третьим лицам доступ к своему аккаунту;
выражать свои мысли в вежливой форме, исключить использование
ненормированной лексики и оскорблений других участников
образовательного процесса;
не размещать в чатах информацию и объекты, которые могут
нарушить права и интересы других лиц, соблюдать действующее
российское и международное законодательство;
не осуществлять незаконный сбор и обработку персональных данных
других лиц;
соблюдать иные обязанности и запреты, предусмотренные
пользовательским соглашением ИКОП «Сферум».
5. Заключительные положения
5.1. Настоящее положение вводится в действие с момента его
подписания и утверждения.
5.2. Настоящее положение действительно до принятия нового
Положения.
5.3. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, подлежат
урегулированию в соответствии с действующим законодательством РФ,
Уставом образовательной организации и иными локальными нормативными
актами.