І. Пояснительная записка
Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок
В.А.Сухомлинский
В дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию мелкой
моторики. Считается, чем больше развиты пальчики детей, тем успешнее будет
формироваться его речь, тем успешнее будет ребенок в школе. Недаром мудрая
пословица гласит: «Рука научит голову».
В настоящее время используется большое количество средств и методов
для развития мелкой моторики. Это рисование (мелки, карандаши, краски),
лепка, работа с ножницами, которая требует точности движений и силы,
всевозможные мелкие конструкторы, мозаики, игрушки, штриховки, обводки.
Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики детей
считается работа с тканью, различными видами ниток в различных техниках:
* Ниткография – выкладывание с помощью шнурка или толстой нити
контурных изображений;
*Изонить – техника получения изображения нитками на твердом
основании;
*Ниткопись создание с помощью нитей на шершавой поверхности
различных картин;
*Различные виды простейшего ткачества;
*Лоскутная аппликация;
*Куклы, игрушки из лоскутов ткани;
*Украшения из пряжи, ткани и т,д.
Это прекрасные способы подготовки ручек к более сложным видам
рукоделия: прядения, ткачества, вязания. Возможность развивать чувство
прекрасного, усидчивость, самодостаточность и самоудовлетворение.
Все эти техники комплексно воздействует на развитие ребёнка: повышает
сенсорную чувствительность, развивает воображение, пространственное
мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу
обеих рук, формирует умение планировать работу, предвидеть результат,
вносить коррективы в первоначальный замысел.
При составлении данной программы были использованы работы таких
авторов как Т.В. Наумова, Л.Н. Крылова, М.А. Кузмина.
1.1. Актуальность программы
Всем педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста, очень
хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи.
Развитие мелкой моторики пальцев рук является так же одним из показателей
интеллектуальности ребенка.
Специфика занятий расширяет возможности для познания прекрасного,
для развития у детей эмоционально-эстетического
отношения к
действительности. Создавая рисунок, изделие с помощью нитки, ткани ребёнок
ещё раз переживает тот эмоциональный подъём, который присутствовал во
2
время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса.
Специфика занятий расширяет возможности для познания прекрасного, для
развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Сам создавая что-то прекрасное, ребёнок ещё раз переживает тот
эмоциональный подъём, который присутствовал во время наблюдения. Он
испытывает огромное удовольствие от процесса.
Программа позволяет развивать у детей не только художественные
способности, но и коммуникативные навыки в процессе изобразительной и
продуктивной деятельности.
Гибкая форма организации детской деятельности позволяет учитывать
индивидуальные особенности и возможности детей, уровень развития
технических умений и навыков, эмоциональную отзывчивость каждого ребёнка
на предложенное задание и другие возможные факторы. Состав мини-группы
одновременно работающих детей может меняться в соответствии с
вышеуказанными причинами. Каждый ребёнок работает на своём уровне
сложности, начинает работу с того места, где закончил. В результате у детей
происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения,
улучшение личных взаимоотношений.
Отличительной особенностью программы является развитие у детей
творческих способностей, овладение различными техниками работы с
материалами,инструментамииприспособлениями,необходимымивпроцессе,
включение детей в самостоятельную творческую деятельность, а также развитие
у детей интеллектуальных и коммуникативных способностей, эмоциональной
сферы, психических процессов.
Работа с различными материалами комплексно воздействует на развитие
ребёнка: повышает сенсорную чувствительность, развивает воображение,
пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику,
синхронизирует работу обеих рук, формирует умение планировать работу,
предвидеть результат, вносить коррективы в первоначальный замысел, а также
способствует развитию речи дошкольников.
Программа кружка реализуется на платной основе в процессе занятий
игрового характера.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития творческих,
коммуникативных и интеллектуальных способностей младших дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить детей с нетрадиционными техниками творчества.
2. Показать алгоритм работы в различных техниках.
3. Способствовать формированию умения работать с тканями, нитками;
умения составлять простые композиции.
4. Поддерживать интерес к нетрадиционному художественному творчеству
и проявление инициативы. Способствовать развитию воображения, чувство формы
и цвета, мелкой моторики рук, глазомера, сенсорного восприятия, логического
мышления, речи и обогащению словарного запаса.
5. Способствовать воспитанию навыков аккуратной работы, проявлению
самостоятельности, отзывчивости, желания участвовать в создании индивидуальных
3
и коллективных работах, помогать товарищам.
Направленность: развивающая, художественно-эстетическая.
Ведущая деятельность: продуктивная, игровая.
Основные методы, используемые при реализации программы:
• Методы организации и осуществления детской деятельности (словесные;
наглядные; практические; игровые; репродуктивные; проблемные).
• Методы стимулирования и мотивации (познавательные игры;
проблемные ситуации; наводящие вопросы; дискуссии; создание ситуаций
успеха, признания и поддержки; насыщение деятельности впечатлениями и
открытиями; введение системы стимулирования – фишки, наклейки, призы).
• Методы
контроля
и
самоконтроля
(фронтальный
и
дифференцированный, текущий и итоговый).
Принципы построения программы:
− системность и последовательность – от простого к сложному;
− постепенное усложнение программного материала, методов и приёмов
руководства детской деятельностью;
− индивидуальный подход к детям.
Материально-техническое обеспечение.
В процессе образовательной деятельности используются ТСО, нагляднодемонстрационный материал, а также различные материалы:
игровое оборудование (игры, игрушки); учебное оборудование (мольберт,
ткацкие рамки, шаблоны и т.д.); учебно-наглядными пособиями (тематические
книги, плакаты, картины, и др.); технические средства (принтеры, сканеры,
фотоаппарат, магнитофон); носители информации (СД, DVD - диски, флеши карты, видеокассеты, аудиокассеты); пряжа и нити различного качества и цвета;
лоскуты ткани; листы картона (тонированной и бархатной бумаги) с
изображением рисунка; шаблоны из различных материалов; природные
материалы; клей ПВА; баночки под клей; ножницы; клеенки на столы; ватные
палочки, диски; одноразовые тарелочки (для ниток); зубочистки; тряпочки для
рук.
Примечание. Набор в кружок детей осуществляется без какого-либо
ограничения, без конкурсных отборов и независимо от наличия у них природных
и специальных физических данных.
Категория дошкольников:
Занятия посещают воспитанники – 4-5 лет.
Количество детей в группе – 6-10 человек.
Форма проведения: занятие проводится с подгруппой.
Организационные основы
Срок
реализа
ции
1 год
Кол-во
часов в
неделю
1
Время
одного
занятия
30 мин
Режим
занятий
Кол-во
детей
1 р. в
неделю
10
Кол-во
часов в
год
32
Теория
Практика на
на
занятии
занятии
5-10 мин 20-25 мин
Работа по формированию навыков по «ниткографии» проводится в
несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые
задачи.
1. Подготовительный этап.
4
- Освоить прием выполнения рисунка нитками по контуру (по горизонтали и
вертикали, по кругу).
- Освоить прием заполнения контура резаными материалами.
- Освоить прием выкладывать нитки по спирали.
- Освоить навыками работы с тканями.
- Овладеть навыком действовать по образцу.
- Овладеть навыком работы на ограниченном пространстве.
2. Основной
- Развить умение выбирать нитки, ткани нужного цвета.
- Овладеть навыком отрезать материал нужного размера.
- Овладеть навыком аккуратно, выполнять свои работы.
- Развить умение восстанавливать последовательности выполняемых
действий.
- Развить умение действовать по словесному указанию воспитателя.
- Развить умение доводить дело до конца.
3. Итоговый
- Стремиться самостоятельно решать творческие задачи.
- Воспитывать желание самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Структура занятий:
• Организационный момент.
• Объявление темы: проблемная ситуация, дидактическая игра.
• Пальчиковая гимнастика.
• Рассматривание и анализ образца.
• Разъяснение алгоритма действий.
• Самостоятельное выполнение работы.
• Подведение итогов.
Каждое занятие включает мотивацию, художественное слово, пальчиковую
гимнастику, физкультминутку. Во время выполнения работ для снятия излишней
возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы
используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки, а также элементы
сказкотерапии. На занятиях осуществляется индивидуальный подход.
Каждое занятие начинается с создания положительного отношения к теме и
способу ее реализации и включает в себя теоретическую часть и практическое
выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала,
информация познавательного характера, общие сведения о предмете
изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ,
отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет сформировать
у ребенка представление о последовательности в работе, развить навыки
самоконтроля.
Техника выполнения изделий, должна быть несложной, а время, затраченное
на изготовление – минимальным, чтобы дети могли быстрее увидеть результаты
своего труда. Это способствует развитию их интереса к деятельности, побуждает
стремление к самостоятельности. Изделия должны найти практическое
применение.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности
5
заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени
усвоения ими учебного материала.
1.3. Итоговые знания, навыки и умения детей (к концу года)
Формой проведения итогов реализации программы являются:
• Тематические выставки в группе.
• Творческий отчёт руководителя кружка
Ожидаемые результаты:
• дети имеют представления о различных техниках и способах работы с
различными материалами;
• дети владеют простейшими техническими приемами работы с нитками и
тканями;
• дети проявляют творческую активность и появится уверенность в себе;
• у детей повысится уровень развития мелкой моторики пальцев, сенсорного
восприятия, глазомера, художественных способностей, волевых качеств
(усидчивости, умения доводить начатое дело до конца) и эстетического вкуса;
• у детей возникнет желание создавать поделки своими руками, дети радуются
полученному результату в процессе изготовления красивых, полезных вещей,
приобретают уверенность в своих возможностей;
• увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения
звуков.
II. Тематический план программы
№
Тема
Цель
Сентябрь (аппликации из нарезанных ниток)
Познакомить с материалами и инструментами: нитками,
1 «Ознакомление»
тканью, специальной ручкой, шпажкой, основой.
Рассказать о технике ниткографии, показать примеры, дать
попробовать
2 «Осеннее дерево» Познакомить детей с техникой рисования «ниткография»,
со свойствами шерстяных ниток; развивать моторику рук,
аккуратность; способствовать развитию интереса к
деятельности
А3 «Пушистые листья» Развивать умение работать с ножницами.
Продолжать развивать творческую фантазию, создавая
изображение вазы с осенними листьями
Развивать умение пользоваться клеем, быть аккуратным.
4 «Гриб Боровик»
Воспитывать усидчивость.
Воспитывать желание доводить начатое до конца
Воспитывать
желание
помогать
товарищам,
5 «Мухоморчик»
испытывающим затруднения в выполнении работы.
Совершенствовать умение создавать изображение,
заполняя контур
Ноябрь (аппликации из нарезанных ниток)
Совершенствовать умение создавать изображение,
6 «Наливное
яблочко»
заполняя контур. Развивать моторику рук, аккуратность,
способствовать развитию интереса к
деятельности
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
«Фруктовый
натюрморт»
Вызвать у детей желание изготовить изображение овощей
и фруктов, проявляя свое творчество.
Воспитывать усидчивость
«Загадки с грядки» Развивать технические умения – аккуратно на клей по
(самостоятельный контуру рисунка выкладывать кусочки шерстяной нити;
воспитывать чувство взаимопомощи
выбор шаблонов
для работы детей)
Продолжать знакомить детей со способом работы с
«Цветы для
мамочки» (подарок резаными нитями; совершенствовать умение создавать
изображение, заполняя контур, развивать моторику рук,
ко дню матери)
аккуратность, способствовать развитию интереса к
1 занятие
деятельности
«Цветы для
Совершенствовать умение создавать изображение,
мамочки» (подарок заполняя контур, познакомить с способом оформления
ко дню матери)
рамок,
развивать
моторику
рук,
аккуратность,
2 занятие
способствовать развитию интереса к деятельности
Декабрь (аппликации из целых ниток по прямой и волнистым линиям)
«Снегирь на ветке» Побуждать детей использовать в работе разные способы
изображения, подбирать необходимые цвета нитей.
Развивать мелкую моторику рук, воспитывать,
аккуратность, усидчивость, заботливое отношение к
зимующим птицам
Уточнить с детьми время года, зимние приметы.
«Снежинки»
Знакомить детей с изображениями ажурных снежинок.
Развивать мелкую моторику рук, аккуратность
«Дерево в снегу»
Упражнять в умении обрисовывать контуры веток
(нитки + соль)
длинными и короткими нитками. Развивать мелкую
моторику рук, аккуратность, воображение и творчество
«Новогодняя
Совершенствовать умение создавать изображение,
елочка»
составлять теплую и холодную цветовую гамму с
помощью ниток. Закреплять умение пользоваться
ножницами, воспитывать внимательность, неторопливость
Январь (аппликации из целых ниток по кругу)
«Рождественский
Развивать
мелкую
моторику
рук,
усидчивость.
колокольчик»
Воспитывать желание помогать товарищам, которые
затрудняются выполнить то или иное действие. Создавать
изображение колокольчика, не выходя за контур,
использовать в работе разнообразную цветовую гамму и
способы работы
Продолжать знакомить детей со способом работы с
«Заяц белый»
(самостоятельный наклеиванием нитей по контуру; совершенствовать
умение создавать изображение, заполняя контур,
выбор шаблонов
для работы детей) развивать моторику рук, аккуратность, способствовать
развитию интереса к деятельности
Февраль (смешанные композиции)
Познакомить
детей
со способом скручивания
«Парк зимой»
нитей спиралью (завитушки), и наклеивать их на основу.
1 занятие
«Парк зимой»
2 занятие
Развивать мелкую моторику рук, воспитывать,
аккуратность, усидчивость
Продолжать знакомить детей со способом скручивания
нитей спиралью (завитушки), и наклеивать их на основу;
развивать умение работать ножницами, клеем
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
19
«Портрет для
папы»
1 занятие
20
«Портрет для
папы»
2 занятие
21
«Рамка для фото»
1 занятие
22
«Рамка для фото»
2 занятие
23
«В мире сказок»
1 занятие
24
«В мире сказок»
2 занятие
25
«Пушистые
облака»
26
«Первые
проталины»
27
«Подснежники»
28
«Одуванчик»
29
«Бабочки»
Совершенствовать умение использовать в работе
задуманное на основе полученных ранее умений и
навыков.
Развивать воображение. Воспитывать аккуратность,
желание помогать товарищам
Вызвать у детей желание изготовить подарок для папы,
проявляя свое творчество, индивидуальность. Развивать
умение пользоваться ножницами, воспитывать заботливое
отношение к папам, внимательность, аккуратность
Март (аппликации из целых ниток по кругу)
Познакомить с вариантом изготовления подарка для мамы.
Развивать у детей эстетические чувства цвета и
композиции. Воспитывать любовь и уважение к мамам
Продолжать упражнять в создании ритмического узора,
подбирая необходимые цвета нитей. Развивать мелкую
моторику
рук,
воспитывать,
усидчивость,
самостоятельность
Побуждать
создавать
изображение
по сюжету
сказки. Совершенствовать умение подбирать нитки для
работы.
Развивать усидчивость, мелкую моторику рук,
воспитывать аккуратность
Совершенствовать умение подбирать нитки для работы;
сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость,
мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность
Апрель
Совершенствовать умение подбирать нитки для работы;
сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость,
мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность.
Продолжать выполнять начатую работу, развивать
моторику рук, аккуратность, способствовать развитию
интереса к деятельности
Совершенствовать умение подбирать необходимые цвета
нитей для работы, отрезать необходимую длину, заполняя
фон. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать
аккуратность,
усидчивость.
Воспитывать
чувство
прекрасного
Совершенствовать умение подбирать необходимые цвета
нитей для работы, отрезать необходимую длину,
зарисовывая контуры цветов.
Развивать мелкую моторику рук, воображение и
творчество
Совершенствовать умение подбирать необходимые цвета
нитей для работы, отрезать необходимую длину, заполняя
фон. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать
аккуратность, усидчивость.
Воспитывать чувство прекрасного
Уточнить
представления
детей
о
насекомых.
Совершенствовать умение подбирать нитки для работы;
сыпать кусочки ниток на основу.
Развивать
усидчивость,
мелкую
моторику
рук,
воспитывать любовь к природе
Май
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
Уточнить
представления
детей
о
насекомых.
1
Совершенствовать умение подбирать нитки для работы;
сыпать кусочки ниток на основу.
Развивать
усидчивость,
мелкую
моторику
рук,
воспитывать любовь к природе
Совершенствовать навыки выполнения работы.
1
31 «Цветочки в
Зелёной траве»
Развивать творческую фантазию. Развивать умение быть
аккуратным, убирать свое рабочее место
1
32 «Подарок детскому Закрепить знания, умения, навыки. Сделать вместе с
сад»
родителями подарок детскому саду. Укреплять связь
детского сада и родителей (законных представителей).
Укреплять семейные отношения, развивать традиции
ИТОГО:
32
30
«Улитка»
9
Список используемой литературы
1. Горичева В.С., Филиппова Т. В. Мы наклеим на листок солнце, небо и
цветок. – Ярославль: Академия развития, 2000.
2. Гультяева Н.В. Ниткография «Солнечная система» //Дошкольное
воспитание - №2, 2004.
3. Малышева А.Н. Работа с нитками и тканью. – Ярославль: Академия
развития, 2001.
4. Малышева А.Н. Работа с нитками и тканью. – Ярославль: Академия
развития, 2001.
5. Никитина А. В. Рисование веревочкой. Практическое пособие для
работы с детьми дошкольного возраста в логопедических садах. - КАРО, 2006.
7. Новиковская О.А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию
пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб: Паритет, 2008 г.
8. Хазнбанк В., Хёниш Э. Сделай сам. – Берлин: издательство Фолькунд
Биссен, 1990.
10