Логоритмика

MyHr4Ur4rIAJrbHOE ABTOHOMHOE AOIIKOJIbHOE OBPA3OBATEJIbHOE yTIPEXAEHI4E
(AETCKI4II1C1.['JS 37D

f

IIPI4FUITO
IleAaroruqecKuM coBeToM
rrporoKon Ns K r' >
Atr

"l&

Y 

Bospacr: 2-3 roga,3-4 rola
Cpor pearlr3arluu: 1 ro4

Paspa6orara:
Xafi 6paxMaHoBa Elesa BurroponHa
My3brK€urrnrrfi pyKoBoAlrreJrb
errcurefi rnaruQvrKarlkr oHHofi rareropnz

G.

Eepeairzxu,2025

1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительнаязаписка
Данная дополнительная общеобразовательная программа направлена на
активизацию словарного запаса, развитию крупной и мелкой моторики рук детей
младшего дошкольного возраста.
Актуальность. С каждым годом, по наблюдению педагогов, в детском саду
растетколичество детей с различными речевыми патологиями. Современная
ситуация в системеобразования, в которой происходит изменения, связанные с
ориентацией на ценностныеоснования педагогического процесса, его гуманизацию
и индивидуализацию в подходах крешению проблем конкретного ребёнка,
побуждает педагогов и специалистов к созданиюновых моделей, поиску новых
форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в
психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление
нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в
последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться
причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память,
мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности,
выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков
произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и
письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями,
стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования
произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья
дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы
наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
Одной из универсальных базовых способностей человека является
ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза,
«Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или
мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием
пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление
речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать
стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду
необходимо проводить занятия логоритмикой.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой
функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения
звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна
логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так
как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к
выполнению логопедических упражнений и пр.
Направленность
программы:
тематическая
направленность
и
организационная вариативность программы способствуют формированию
устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают
положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям,
а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Особенности программы: Логоритмические занятия направлены на
всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение
двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание
1

смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески
проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих
технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме
происходит перестройка различных систем, например, сердечнососудистой,
дыхательной, речедвигательной.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и
музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально–двигательные и
коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики,
песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные
танцы, дидактические игры, способствующее развитию чувства ритма. Работа по
созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые
созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать
движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку
чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются
потенциальные возможности детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития
познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным.
Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении
всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал
предварительно невыучивается.
Пожеланию педагога возможно заменить музыкальный или речевой материал
на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей
детей.
Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому
развитию речи музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой,
учит общению со сверстниками.
Цель программы: Логопедическая ритмика – одно из звеньев коррекционной
педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства
логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой
являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной программы – коррекция и
профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством
сочетания слова и движения.
Задачи:
• активизировать словарный запас, развитие фонематического восприятия и
фонематических представлений;
• развивать чувство ритма и умение чёткости координированных движений
вовзаимосвязи с речью, способности ощущать в музыке, движениях и речи
ритмическую выразительность;
• развивать слуховое внимание и память;
• развивать коммуникативные способности детей; творческое использование
музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни;
• воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребёнка.
Принципы построения программы:
1. Принцип
научности.
Подкрепление
всех
коррекционных
и
оздоровительных
мероприятий
научно
обоснованными
и
практически
2

апробированными методиками.
2. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать
формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых
единиц.
3. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений
логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.
4. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л.С. Выготский предложил
выделять вразвитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития
(самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития
(способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога),
таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с
помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание
должно быть заведомо легковыполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа
коррекционного воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков.
В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
8. Принцип отбора лингвистического материала.
Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных
основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором
отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, многогласных звуков.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания.
Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на
его индивидуальные и возрастные особенности.
10. Принцип активного обучения.
На занятиях логоритмики используются активные формы и методы обучения–игры,
активное
слушание,
творческие
задания,
импровизации,
выполнение
оздоровительных упражнений в движении и под музыку.
11. Принцип результативности.
Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления
каждого ребенка.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной программы: 2-3
года; 3-4 года.
Занятия проводятся во вторую половинудня. Продолжительность
занятия от 15 до 20 минут, так как занятия являются интегрированными. Тема
берётся на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и
психофизиологических особенностей детей. Кружок проводится 1 раз в неделю.
Количество часов, на которые рассчитана программа (в том числе количество часов
для проведения занятий и мониторинга) составляет 36 часов в год.
Структура логоритмического занятия:
1. Вводная часть длится 3-5 минут: используются вводные упражнения,
которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки,
упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации
движений, регулировку мышечного тонуса.
2. Основная часть занимает 10-12 минут: включает в себя слушание музыки
для снятияэмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных
инструментах, подвижные малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания,
внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения на развитие
3

координации движения, накоординацию речи с движением, на координацию пения с
движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей
моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на
регуляцию мышечного тонуса.
3. Заключительная
часть занимает 2-5 минут: упражнения на
восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения,
релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.
Сроки реализации программы: 2 года. Ребенок может включиться в
освоение программы на любом этапе ее реализации.
Формы занятий: игровое занятие.
Режим занятий: 1 раз в неделю.
Количество учебных часов в неделю:
- для детей 2-3 лет 15 минут
- для детей 3- 4 лет: 20 минут
Количество учебных часов в месяц:
- для детей 2-3 лет: 1 час
- для детей 3- 4 лет: 1 час 20 минут
Количество учебных часов в год:
- для детей 2-3 лет: 36 часов
- для детей 3-4 лет: 36 часов
Ожидаемыерезультатыработы:
•
сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии
со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
• способностьправильно выполнятьартикуляциизвуков;
• сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
• способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для
улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и
массаж тела, этюды для напряжения и расслабления тела, гимнастики для глаз;
• способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном
направлении;
• улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания,
памяти;
• способность координировать движения в мелких мышечных группах
пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
• улучшения показателей диагностики развития речи;
• воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья
окружающих людей.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Программа для детей 2-3 лет
Учебно-тематический план с детьми 2-3 лет (1 младшая группа)
Задачи:
1. Развиватьфонематическоевосприятиеифонематическиепредставлениядетей.
2. Развиватьмелкуюиобщуюмоторику;способностьпроизвольнопередвигатьсяв
пространстве,переключаемостьикоординациидвиженийвовзаимосвязисречью.
3. Развиватьвнимание(зрительное,слуховое,двигательное),восприятие(зритель
4

ное,слуховое)ипамять(двигательная,зрительная,слуховая).
4. Развиватьчувстворитма,способностьощущатьвмузыке,движенияхиречиритм
ическуювыразительность.
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март-

Апрель

Май

Название занятия
Встреча с белочкой в осеннем лесу
Сидит белка на тележке
Кто грибок найдет?
Гости
В огороде заинька
Зайкина капуста
Лучшая игра
Утенок и его друзья
Про кота
Кот Василий
Кот и кошка
Утки-беленькие грудки
Зайчик в гостях у ребят
Зайкин дом
Белкина помощница
Чудо-елка
Подарки Дедушки Мороза
Птичья елка
Мороз и птички
Танюшка
Вкусная каша
Аленушка и лошадка
Лошадка
Капризная внучка
Хозяюшка
Котенок и щенок
Про собачку
Таня пропала
Верные друзья
Про петушка
Уточка и курочка
Цыплячий переполох
Радуга-горка
Майский день
Про зеленую лягушку
После дождя
ИТОГО:

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
36

Перспективное планирование с детьми 2-3 лет (1 младшая группа)
Месяц

Задачи

№ занятия

Сентябрь 1. Активизировать словарь по теме:
«Осень».
2. Развивать умение согласовывать
ритмичные движения с речью под
музыку.
5

1
2
3
4

Тема
Встреча с белочкой
в лесу
Сидит белка на
тележке

Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитывать
положительные
эмоции и чувства.
1. Учить правильному произношению
слов по теме: «Животные», «Овощи»
2. Развивать слуховое внимание и
координацию движений.
3. Воспитывать у детей бережное
отношение к окружающей природе,
еемаленькимобитателям.
1. Учить
правильному
артикуляционному
укладу
при
произношении слов по теме.
2. Развивать у детей умение четко и
правильно по сигналу выполнять ходьбу в
разных направлениях, координировать
слово с движением.
3.
Воспитывать
положительные
личностные качества.
1.
Учить
детей
говорить
выразительно, слушать друг друга.
2. Развивать координацию движений
пальцев и кистей рук с помощью
пальчиковой гимнастики.
3. Развивать навык выразительных и
ритмичных движений под музыку.
1. Активизировать и совершенствовать
звукопроизношение звуков и слов потеме.
2.
Развивать мелкую моторику
пальцев рук с одновременным
проговариванием стихов.
3.
Воспитывать у детей бережное
отношение к окружающей природе, ее
маленьким обитателям.
1. Учить детей двигаться пластично,
выразительно передавая образ
музыкального произведения.
2. Развивать плавный, длительный,
целенаправленный выдох.
3. Развивать у детей чувство ритма,
мелкую моторику, зрительное внимание.
4.
Воспитывать
положительные
личностные качества.
1. Развивать
координацию движений
иориентациювпространствеприходьбе,вы
полнениитанцевальныхдвижений.
2.
Продолжатьразвиватьумениесогласо
вывать движениясословами.
3. Воспитывать бережное отношение к
природе.

Кто грибок найдет?
Гости

1.
2.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

6

5
6
7
8

В огороде заинька
Зайкина капуста
Лучшая игра
Утенок и его друзья

9
10
11
12

Про кота
Кот Василий
Кот и кошка
Утки-беленькие
грудки

13
14
15
16

Зайчик в гостях у
ребят
Зайкин дом
Белкина помощница
Чудо-елка

17
18
19
20

Подарки Дедушки
Мороза
Птичья елка
Мороз и птички
Танюшка

21
22
23
24

Вкусная каша
Аленушка и
лошадка
Лошадка Капризная
внучка

25
26
27
28

Хозяюшка
Котенок и щенок
Про собачку
Таня пропала

умение
Апрель 1. Продолжать развивать
переключаемость
и
координации
движений во взаимосвязи с речью.
2. Развивать плавный, длительный,
целенаправленный выдох.
3.
Воспитывать положительные
личностные качества.
1. Развивать
у
детей
Май
координированные движения, умение
выполнять движения в соответствии с
текстом и темпом мелодии.
2.
Развивать мелкую моторику пальцев
рук с одновременным проговариванием
стихов.
3. Воспитывать
положительные
эмоции и чувства.

29
30
31
32

Верные друзья
Про петушка
Уточка и курочка
Цыплячий
переполох

33
34
35
36

Радуга-горка
Майский день
Про зеленую
лягушку
После дождя

2.2. Программа для детей 3-4 лет
Учебно-тематический план с детьми 3-4 лет (2 младшая группа)
Задачи:
1. Активизировать и обогащать словарный запас, развивать фонематическое
восприятие ифонематические представлениядетей.
2. Продолжатьразвиватьмелкуюиобщуюмоторику;способностьпроизвольнопередви
гаться в пространстве, переключаемость и координации движений во взаимосвязис
речью.
3. Продолжатьразвиватьвнимание(зрительное,слуховое,двигательное),восприятие(з
рительное,слуховое)ипамять(двигательная,зрительная,слуховая).
4. Развиватьчувстворитма,способностьощущатьвмузыке,движенияхиречиритмичес
куювыразительность.
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Название занятия
Солнышко и дождик
Тучка
Тучки по небу гуляют
Грибной дождик
Под грибком
Осенние листья
Осень в лесу
Веселый огород
Репка
Осенние подарки
Да свидания, птицы!
Холодно!
Зима в лесу
Дед Мороз спешит на елку
Украшаем елочку
Наступает Новый год
Новогодний праздник в лесу
Рукавичка
Снеговик
Кошка и котята
7

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Февраль

Март

Апрель

Май

Котята и щенок
У бабушки в гостях
Как снеговики солнце искали
Армейская карусель
Как цыплята солнце будили
Новая столовая
В гости к нам пришли матрешки
Весеннее солнышко
Весенняя капель
Прилетайте, птицы!
Весенний ручеек
Кораблик
Утренние лучи
Петушок и его семья
Колечко
Бобровый пруд
ИТОГО:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
36

Перспективное планирование с детьми 3-4 лет (2 младшая группа)
Месяц

Задачи

Сентябрь

1. Учить
выполнять
движения
в
соответствии стекстом, координируя
движения рук, ног во времяходьбы.
2. Развивать
умение
внимательно
слушать музыку, различать темпы
мелодий и двигаться соответственно с
темпом мелодии.
3. Развиватьмелкуюмоторикурук,дыхание.
1.
Продолжать развивать
умение
выполнять движения в соответствии с
текстом, координируя движения рук, ног
во время ходьбы.
2.
Активизировать словарный запас
детей по теме: «Осень».
3. Продолжать
развивать
умение
двигаться в темпе мелодии; развивать
мелкую моторику рук, дыхание.
1. Развивать мелкую моторику и точность
движений пальцев, мимические мышцы
лица.
2. Развивать фонематический слух; темп
и ритм дыхания.
3. Развивать пространственную
ориентировку.
1. Развивать у детей координированные
движения, умение выполнять движения в
соответствии с текстом и темпом
мелодии.
2. Расширять лексический словарь по
теме: «Зима», «Новый год».
3. Развивать фонематическое восприятие и
слух, пальчиковую моторику.

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

8

№
занятия
1
2
3
4

Название занятия
Солнышко и дождик
Тучка
Тучки по небу гуляют
Грибной дождик

5
6
7
8

Под грибком
Осенние листья
Осень в лесу
Веселый огород

9
10
11
12

Репка
Осенние подарки
До свидания, птицы!
Холодно!

13
14
15
16

Зима в лесу
Дед Мороз спешит на
елку
Украшаем елочку
Наступает Новый год

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1. Продолжать
развивать
чёткие
координированные движения рук и ног в
соответствии
с
текстом,
мелкую
моторику.
2. Развивать зрительное и слуховое
внимание,
чувство
ритма,
фонематический слух, фантазию у детей.
3. Развивать
интонационную
выразительность речи.
1.
Продолжать
развивать
чёткие
координированные движения рук и ног в
соответствии
с
текстом,
мелкую
моторику.
2. Продолжать развивать чувство ритма,
такта, общую и мелкую моторику,
физиологическое дыхание.
3. Развивать фантазию, воображение,
интонационную выразительность речи.
1.
Продолжать
развивать
умение
выполнять движения в соответствии с
текстом и темпом мелодий; развивать
мелкую моторику рук, дыхание.
2.
Развивать
у
детей
умение
согласовывать движения с ритмичным
проговариванием текста.
3. Укреплять здоровье детей с помощью
самомассажа.
1. Развивать мелкую моторику и
точность движений пальцев,
мимические мышцы лица.
2. Расширять лексический словарь по
теме «Весна».
3.
Закреплять
умение
выполнять
движения в соответствии с текстом и
темпом мелодий; развивать мелкую
моторику рук, дыхание.
4. Совершенствовать общую и мелкую
моторику; развивать фонематический
слух.
1. Развивать умение, опираясь на ритмосхему отстукивать ритмический рисунок.
2. Совершенствовать координированные
движения рук и ног; выполнять движения
в соответствии с текстом и темпом
мелодий; развивать мелкую моторику
рук, дыхание.
3. Закреплять умение выразительно
читать стихотворение.

17
18
19
20

Новогодний праздник
в лесу
Рукавичка
Снеговик
Кошка и котята

21
22
23
24

Котята и щенок
У бабушки в гостях
Как снеговики солнце
искали
Армейская карусель

25
26
27
28

Как цыплята солнце
будили
Новая столовая
В гости к нам пришли
матрешки
Весеннее солнышко

29
30
31
32

Весенняя капель
Прилетайте, птицы!
Весенний ручеек
Кораблик

33
34
35
36

Утренние
лучи
Петушок и его семья
Колечко
Бобровый пруд

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Дидактический материал, техническое оснащение занятий
•
•

Учебная доска, интерактивная доска;
Магнитофон и аудиоматериалы;
9

•
•
•

Наглядно-демонстрационный материал по темам занятий;
Музыкальные инструменты;
Индивидуальные зеркала.
Список используемой литературы

1. Аудиодиск Железновой.
2. Картушина М.Ю. «Логоритмика для малышей».
3. Краузе Е. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика».
4. Новиковская О.А. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях».
5. Тимофеева Е.М., Чернова Е.И. «Пальчиковая гимнастика».
6. Тимофеева Е.М., Чернова Е.И. «Пальчиковые шаги».

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».