MyHr4rInrrAJrbHoE ABroHoMHo!49_rI]5_9{bqgP oBPA3oBArEJrbHoE yr{PEX,qEHr4E
(AETCKI4IICAAJS 37>
f
IIP14FUITO
[e.[arorl4qecKr4M coBeToM
,
rporoKon Ns K
Ae
y' /f"
V a-Zzq{a
IIPOTPAMMA
A0rroJrHrrreJrbHofi o6pasoB aTeJr bH ofi ycJryrr
(PIICOBAIIIKLI)>
Bospacr:3-7 r'er
Cpox peaJrn3arluu: 4 roAa
Pa":pa6orana:
Ky:Heqoea TarrqHa BaculreBHa
My3brK€urrnrrfi pyKoBoAlrreJrb
(
bepe3HHr(w,
zul)
2025 r.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Детство – это важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей
жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
Иот того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы,
чтовошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей
степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш
В.А. Сухомлинский
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической
теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с
дошкольного возраста. Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.
Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться,
как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной
жизни.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и
представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах,
способах действий с ними. Дошкольники узнают, что рисовать можно как красками,
карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, цветным
клейстером.
Дети пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком),
получать изображения с помощью подручных средств, с помощью природного
материала. При непосредственном контакте рук с краской дети познают ее свойства:
густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами и оттенками.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться.
Развивается познавательный интерес, начинают задавать вопросы педагогу и друг
другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня
развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая
деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
В рамках кружковой деятельности дети неограниченны в возможностях
выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Дошкольники
осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего
мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.
Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда. Сколько дома
ненужных и интересных вещей: (зубная щетка, расческа, поролон, пробки,
пенопласт, катушки ниток, свеча и т.д.). В детском саду вышли на прогулку,
присмотрелись, а сколько можно увидеть интересного: палочки, шишки, листочки,
камушки. Всеми этими предметами дополнили зону художественной деятельности.
Необходимые материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь
не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, а можно
придумать и свою технику. Дошкольники получают положительные эмоции
Творчество не может существовать под давлением. Оно должно быть
свободным, ярким, неповторимым. Нестандартные подходы к организации
1
изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая
стремление заниматься таким интересным делом.
Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка,
позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно,
если маленький художник перепачкался, главное – чтобы он получал удовольствие
от общения с красками и радовался результатам своего труда.
1.2 Цель:
Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством
нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного
мира. В увлекательной форме познакомить детей с различными средствами и
способами изображения, развитие их творческих способностей, фантазии и
воображения.
Задачи:
Развивающие:
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок,
иллюстраций.
• Развивать творческие способности детей. Развивать внимание, память,
логическое и пространственное воображение.
• Развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
Обучающие:
• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам
изображения с использованием различных материалов.
• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров,
• Учить понимать выразительные средства искусства.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
• Воспитывать культуру
деятельности,
формировать
навыки
сотрудничества.
• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений
классического искусства, окружающих предметов.
•
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда,
•
Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать
материал, содержать в порядке рабочее место.
Оздоровительные:
•
укреплять здоровье детей, используя, здоровьесберегающие технологии,
которые благотворно влияют с помощью нетрадиционной техники рисования на
эмоциональное состояние и психическое развитие детей.
1.3 Ожидаемый результат:
развитие зрительного восприятия;
развитие пространственной ориентировки;
развитие мелкой моторики рук;
обострению тактильного восприятия;
концентрация внимания;
улучшение цветовосприятия;
самостоятельно
использовать
нетрадиционные
материалы
и
инструменты;
владение навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
2
умение выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание программы
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с
применением нетрадиционной техники рисования способствует:
1. Снятию детских страхов и развитию психических процессов (воображения,
восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления).
2. Развитию познавательного интереса. Все необычное привлекает внимание
детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг
другу, происходит обогащение и активизация словаря.
3. Развитию ориентировочно–исследовательской деятельности, дошкольников.
Ребенку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с
мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные
материалы и т.д.)
4. Развитию мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие
речевой зоны коры головного мозга.
5. Развитию тактильной чувствительности (при непосредственном контакте
пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость).
Связь с другими образовательными областями
Образовательная область «Речевое развитие».
Рисуя пальчиками, песком, крупой, ребенок развивает мелкую моторику рук и
пальцев. Это приводит к развитию речевых центров коры головного мозга, т.е.
развивает речь, расширяем словарный запас детей, развиваем коммуникативные
связи, свободное общение взрослых и детей.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Закрепление сенсорных эталонов форм и цветов, а также промежуточные
цветовые гаммы, обследование предметов, связь между частями и сбор в целое ведет
к развитию продуктивной (конструктивной) деятельности, формирует предпосылки к
проектной деятельности.
Образовательная область «Физическое развитие»
Переключение от умственного труда к творческому, от обязательного к
необязательному, вдохновляющему. Развивает волевые качества.
Принципы, лежащие в основе программы:
− Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);
− Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
− Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в
социуме, реализация собственных творческих потребностей);
− Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической
основы).
− «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок
применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Методические рекомендации:
− Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для
успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать
3
возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С
возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги,
выделяются новые средства выразительности.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме
кружковой работы.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной
образовательной программы:
-проведение выставок детских работ;
-проведение открытого мероприятия;
-проведение мастер-класса.
Младший дошкольный возраст: использовать технику «рисование руками»
(ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), тычок жесткой полусухой кистью.
Средний дошкольный возраст: тычок жесткой полусухой кистью, печать
поролоном; печать пробками; восковые мелки+акварель; свеча+акварель; отпечатки
листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки
(ниткография).
Старший дошкольный возраст: более трудные методы и техники:
Рисование солью, крупой; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой;
печать по трафарету; монтотипия предметная; кляксография обычная; ниткография;
по сырому; граттаж; набрызг; тычок жесткой кистью; по оттиску; ладошками; зубной
щеткой; ватными палочками.
Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям
чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение,
дает полную свободу для самовыражения.
Данные техники неутомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность,
работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение
задания.
Первый год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом
нетрадиционного рисования как рисование ладошкой, пальчиком, печатание
пробкой, листьями. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших
работ и составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах и
коллективно.
Занятия проводятся 1 раз в неделю: во 2 младшей группе 15 мин., 20 минут в
средней, 25 мин. В старшей, 30 мин. В подготовительной
Объем и срок освоения программы:
Год обучения
1
2
Общее количество часов
31
31
Количество часов в неделю
1
1
Задачи I года обучения:
Познакомить детей с различными видами нетрадиционной техники обучения
изобразительной деятельности.
Формировать у детей изобразительные умения и навыки
Развивать творческое воображение, поощрять проявление фантазии
Воспитывать художественно-эстетический вкус.
Задачи II, III, IV года обучения:
Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его
4
использовать.
Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе
нетрадиционными техниками.
Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
Развивать творчество, фантазию.
Активизировать детей при выборе тематики.
Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь
друг другу.
Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
2.2 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН (3-4 ГОДА)
Месяц, неделя
Октябрь, 1
Октябрь, 2
Октябрь, 3
Октябрь, 4
Ноябрь, 1
Ноябрь, 2
Ноябрь, 3
Ноябрь, 4
Декабрь, 1
Декабрь, 2
Декабрь, 3
Декабрь, 4
Тема занятия
«Яблочный компот»
(картофель)
«Осеннее дерево»
(ладошками)
«Ёжик»
(вилка, кисть)
«Цыпленок в яйце»
(мятая бумага)
«Рисуем забавного
страуса» (воск.
карандаш)
«Гусеница»
(печать пробкой)
«Забавные
осьминожки»
(ладошкой)
«Дом»
(с использованием
малярного скотча)
«Украсим рукавичку»
(ватная палочка)
Программное содержание
Продолжить знакомство с техникой печати
картофельной матрицей, показать приём
получения отпечатка. Рисование яблок на
силуэте банки
Продолжить знакомство с техникой
печатания ладошками. Учить быстро
наносить краску на ладошку и делать
отпечатки.
Познакомить с новым способом
рисования. Учить рисовать животных
способом оттиска вилкой. Дорисовывать
детали образа ёжика пальчиком.
Познакомить с новым способом рисования
– мятой бумагой. Дорисовывать детали
образа пальчиком.
Учить рисовать прямые линии от
заданной точки. Менять цвет карандашей
в ходе рисования.
Учить рисовать пробками, прикладывая
их к листу. Закрепить знание цветов.
Продолжать учить детей «превращать»
обычное изображение ладошки путем
прикладывания
ладони к листу бумаги и дорисовывая
недостающих элементов пальчиком
Рисование методом тычка по малярному
скотчу
Продолжать учить самостоятельно
подбирать нужный цвет, размещать точку
по всему рисунку.
Продолжать учить детей «превращать»
«Зимнее дерево»
(ладошкой)
обычное изображение ладошки путем
прикладывания
ладони к листу бумаги и дорисовывая
недостающих элементов пальчиком.
«Новогодние игрушки» Знакомство с рисованием объемной
(объемной пастой)
пастой
Тампонирование по трафарету. Учить
«Елочка нарядная»
закрашивать все пространство листа.
5
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Январь, 2
Январь, 3
Январь, 4
Февраль,1
Февраль, 2
Февраль, 3
Февраль, 4
Март, 1
Март, 2
Март, 3
Март, 4
Апрель, 1
Апрель, 2
Апрель, 3
Апрель, 4
Май, 1
Май, 2
Май, 3
Май, 4
Дополнять рисунок деталями.
Познакомить с новой техникой рисования
«Узоры на окнах»
(с помощью свечи)
– свечой. Закрашивать краской все
пространство рисунка.
Учить насыпать соль на клей, для
«Весёлый снеговик»
(клей и соль)
получения изображения. Развивать
чувство композиции.
Познакомить детей с новой техникой
«Снежинка»
(монотипия)
рисования. Развивать чувство ритма и
композиции, мелкую моторику.
Воспитывать интерес к природе и
отображению ярких впечатлений в
рисунок.
«Змея» (губкой)
Продолжить знакомить детей с новой
техникой рисования – рисование
поролоном.
Продолжить знакомство с техникой
«Белый медвежонок»
(тычок)
рисования тычком (жёсткой кистью).
Учить внимательно, рассматривать
«Самолет в облаках»
(рисование губкой)
образец исследовать его, закреплять
умения рисовать по образцу.
Учить рисовать прямые линии от центра и
«Паучок»
соединять их между собой.
Продолжать учить рисовать ладошкой,
«Цветок для мамы»
(ладошка)
кончиками пальцев.
«Курочка-рябушечка» Упражнять в рисование тычком ватным
(ватная палочка)
палочками.
Учить рисовать прямые линии от
«Лев»
заданной точки. Менять цвет карандашей
в ходе рисования.
Продолжать рисовать техникой
«Бабочка»
монотипия. Воспитывать интерес к
(монотипия)
природе и отображению ярких
впечатлений в рисунок.
Продолжать учить рисовать вертикальные
«Подсолнух»
(ватная палочка и кисть) линии, состоящие из точек.
«Цветок» (печать
Учить рисовать пробками, прикладывая
пробкой)
их к листу. Закрепить знание цветов.
«Маки»
(оттиск пальчиком)
«Одуванчик»
(зубная щетка)
«Цыплята»
(жесткой кистью)
«Салют»
(восковые мелки)
«Божья коровка»
(оттиск картошкой)
«Цветочная полянка»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Рисование оттиском пальца и
дорисовывание карандашом.
Упражнять в рисовании щеткой.
1
Учить рисовать тычком, прорисовывать
делали фломастером.
Учить детей рисовать прямые линии из
одной точки. Учить работать с акварелью
– набирать краску и накладывать на
рисунок в одном направлении.
Отображать в рисунке свои впечатления.
Учить детей правильно набирать краску и
прорисовывать детали на высохшем
рисунке.
Учить рисовать траву зубной щеткой, как
бы размазывая краску. Рисовать цветы
1
6
1
1
1
1
любым способом по желанию.
ИТОГО:
31
ПЕРСПЕКТИВНЫИ ПЛАН (4-5 ЛЕТ)
Месяц, неделя
Октябрь, 1
Октябрь, 2
Октябрь, 3
Октябрь, 4
Ноябрь, 1
Ноябрь, 2
Ноябрь, 3
Ноябрь, 4
Декабрь, 1
Декабрь, 2
Декабрь, 3
Декабрь, 4
Январь, 2
Январь, 3
Январь, 4
Февраль, 1
Тема занятия
Программное содержание
«Мухомор» (рисование
мятой бумагой)
Учить украшать платочек с простым
узором, используя печатание, рисование
пальчиками прием примакивания.
Познакомить с приемом печати
листьями. Воспитать у ребенка
художественный вкус
Познакомить с техникой печатания
картофелем, поролоновым тампоном.
Показать прием получения отпечатка.
Создание красивых осенних композиций с
передачей настроения.
«Осенний букет»
(печатание листьями)
«Компот из яблок»
(оттиск печаткой)
«Кисть рябинки»
(ватные палочки,
пальчики)
«Рисуем забавного
страуса»
«Два петушка»
(рисование ладошкой)
«Цветы на мокром»
«Пушистые котики»
(рисование с
аппликацией)
«Шапочка»
(ватные палочки)
«Совушки»
(мятая бумага)
«Мои рукавички»
(оттиск печатками)
«Зимний лес»
(зубная щетка)
«Ёлочка пушистая,
нарядная»
(тычок жёсткой
полусухой кистью)
«Снеговик »
(солью и клеем)
«Белый медведь»
(рисование жесткой
кистью)
«Динозаврик»
(рисование спонжем)
Учить рисовать прямые линии от
заданной точки. Менять цвет карандашей
в ходе рисования.
Совершенствовать умение делать
отпечатки ладони и дорисовывать их
доопределенного образа (петушки).
Учить набирать определенное количество
воды. Закрепить данные навыки
рисования.
Совершенствовать умение рисовать мятой
бумагой. И дорисовывать их
доопределенного образа.
Учить детей создавать ритмичный узор,
аккуратно раскрашивать, «оживлять»
картинку с помощь деталей.
Закреплять умение изображать лесных
птиц подручными средствами.
Упражнять в технике печатания.
Закрепить умение украшать предмет,
нанося рисунок по возможности
равномерно на всю поверхность.
Упражнять в рисовании зубной щеткой.
Упражнять в технике рисования тычком,
полусухой жёсткой кистью. Закрепить
умение украшать рисунок, используя
рисование пальчиками.
Упражнять в технике рисования солью на
клей. Закрепить умение украшать
рисунок, используя детали.
Познакомить с техникой рисования
жесткой кистью, тонировать фон.
Закреплять навыки рисования спонжем.
Учить прорисовывать детали и украшать
фон.
7
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Февраль, 2
Февраль, 3
Февраль, 4
Март, 1
Март, 2
Март, 3
Март, 4
Апрель, 1
Апрель, 2
Апрель, 3
Апрель, 4
Май, 1
Май, 2
Май, 3
Май, 4
«Самолеты на флаге»
Учить рисовать предмет на фоне. Ждать
просушки фона.
Учить внимательно, рассматривать
«Самолет в облаках»
(рисование губкой)
образец исследовать его, закреплять
умения рисовать по образцу.
Учить рисовать прямые линии от центра и
«Паучок»
соединять их между собой.
«Мимоза для мамы»
Упражнять в рисовании сразу
(ватные палочки)
несколькими палочками.
Упражнять в рисовании животного
«Жираф»
жарких стран. Дорисовывать фон
деталями по замыслу
Совершенствовать умения детей в данных
«Лисичка»
(зубная щетка)
изобразительных техниках.
Закреплять навык печати спонжем.
«Барашек»
(спонж)
Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
Учить детей самостоятельно рисовать
«Цветущая яблоня»
ветку дерева, а цветы рисовать пальчиком:
техникой – стенка, стенка, потолок, пол.
Закрепить рисование солью по клею.
«Космос и луна»
(солью и клеем)
Учить создавать законченную картину.
Учить рисовать животных, состоящие из
«Павлин»
(пальчиками)
многих отпечатков пальчиков.
Познакомить с приемом отпечатывания.
«Маковое поле»
(пальчиками)
Воспитать у ребенка художественный вкус
Учить рисовать на отпечатках детали,
«Насекомые»
(бабочка, паук, божья
чтобы получить насекомое. пользоваться
коровка, гусеница)
всей разноцветной гаммой красок.
Воспитывать у детей умение работать
самостоятельно.
«Праздничный салют» Закрепление навыка рисования акварелью
или гуашь, учить рисовать салют с
помощью воскового мелка. Воспитать у
ребенка художественный вкус.
Учить детей рисовать пробкой,
«Гроздь винограда»
(пробка)
прорисовывать детали. Видеть
законченный образ.
Познакомить с новым способом
Раскраска
(фольга)
раскрашивания – фольга+вода;
развивать чувство композиции и
колорита в процессе использования
разных материалов
ИТОГО:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
31
ПЕРСПЕКТИВНЫИ ПЛАН (6-7 ЛЕТ) (1 год)
Месяц,
неделя
Октябрь, 1
Программное содержание
Кол-во
часов
Расширять представления о
изобразительном
нетрадиционном
материале – техникой печатания
листьями. Вызвать интерес у детей.
Познакомить с чудесным свойством
цвета преображать окружающий мир,
1
Тема занятия
«Красивые листья»
(монотипия)
8
Октябрь, 2
Октябрь, 3
Октябрь, 4
Ноябрь, 1
Ноябрь, 2
Ноябрь, 3
Ноябрь, 4
Декабрь, 1
Декабрь, 2
«Осенние деревья»
(кляксография)
«Ёжик с грибами» (вилка,
аппликации)
«Листья на черном»
(шаблон, тампонирование,
пальчиком)
«Ночной город» (кисть,
набрызг)
«Красивая картинка»
«Радужный лев»
(жесткой полусухой кистью)
«Мама с ребенком»
+разноцветная соль)
«Пингвин едет с горки»
«Жираф»
(кисть и воск. мелки)
с теплыми и холодными цветами.
Учить
детей
раздувать
краску
трубочкой.
Развивать
чувство
композиции, ритма. Уметь подбирать
соответствующий цвет.
Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
Познакомить с техникой печатания
листьями.
Развивать
самостоятельность и тренировать
мелкую моторику. Умение делать
отпечатки от комочков бумаги,
развивать
фантазию.
Совершенствовать умение работать
аккуратно.
Познакомить
с
техникой
–
растягивание. Воспитать у ребенка
художественный
вкус.
Развивать
чувство
композиции,
совершенствовать умение работать в
разных техниках.
Учить накладывать фон градиентом.
Делать набрызг кистью. Дополнять
рисунок деталями. Развивать чувство
композиции.
Учить детей рисовать цветные пятна и
на
них
черные
контуры
растительности.
Совершенствовать
умение
работать
аккуратно.
Воспитывать самостоятельность в
создании образа.
Познакомить с техникой рисования
тычком, полусухой жёсткой кистью.
Учить создавать образ животного,
используя технику тычка. Закрепить
умение
украшать
рисунок.
Воспитывать у детей умение работать
индивидуально
Совершенствовать умение передавать
образ черной краской. Уметь наносить
цвет на цвет. Развивать у детей
воображение, мелкую моторику рук.
Воспитывать чувство гордости за
свою маму.
Учить располагать рисунок по
диагонали.
Уметь
создавать
законченность
картины деталями, развивать мелкую
моторику
рук,
фантазию,
воображение. Воспитать у ребенка
художественный вкус.
Развивать
чувство
композиции,
художественный вкус. Познакомить
детей с техникой – накладывание
краски
на
воск.
Воспитывать
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Декабрь, 3
Декабрь, 4
Январь, 2
Январь, 3
Январь, 4
Февраль, 1
Февраль, 2
Февраль, 3
Февраль, 4
Март, 1
Март, 2
«Здравствуй, дедушка
Мороз»!
«Новогодняя ночь»
Техника граттаж
«Ёлки на круге»
«Красивая птица»
«Снежинки на черном»
(клей и соль)
«Кот смотрит на луну»
«Кот на парашюте»
(восковые
мелки
+акварель)
«Военные корабли»
(по-мокрому)
«Киты»
«Цветы для мамы»
(шариком воздушным)
«Чебурашка в апельсинах»
аккуратность при работе с мыльными
пузырями.
Учить детей рисовать человека из
фигуры – треугольник. Дополнять
образ деталями. Развивать чувство
композиции и воображение.
Познакомить с новой техникой
рисования
«граттаж».
Закрепить
знания о свойствах различных
изобразительных материалов. Учить
рисовать, сочетая в рисунке разные
материалы: восковые мелки, гуашь.
Учить распределять равномерное
количество изображений на круге.
Развивать фантазию, продумывать
узор каждой елки.
Передавать в рисунке красивый образ
птицы. Продолжать знакомить с
техникой – градиент. Дополнять
рисунок деталями.
Учить рисовать клеем. Насыпать соль
равномерно. Развивать фантазию и
воображение.
Упражнять в рисовании не сложной
композиции. Рисовать рисунок на
выдохнувшем
фоне.
Дополнять
рисунок деталями
Закрепить умение детей рисовать в
технике «воск +акварель». Учить
детей зарисовывать рисунок, не
выходя за контур. Воспитывать
эстетическое отношение, развивать
творчество.
Учить
детей рисовать
при по
оттиска поролона соответствующего
размера. Закреплять умение удачно
располагать изображения на листе.
Учить рисовать «по–мокрому».
Развивать композиционные умения
(размещать «кораблики «в море» по
всему листу бумаги).
Показать, что рисунок может быть
оригинальным и в одном цвете.
Дополнять рисунок деталями для
законченности образа.
Закрепить умение рисовать при
помощи тычка шариком. Учить
подбирать сочетание цвета.
Формировать нравственные основы:
внимание и любовь к близким,
желание делать подарки.
Учить рисовать мультипликационного
героя. Дополнять образ апельсинами.
Воспитывать желание познакомиться
с советскими мультфильмами.
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Март, 3
Март, 4
Апрель, 1
Апрель, 2
Апрель, 3
Апрель, 4
Май, 1
Май, 2
Май, 3
Май, 4
«Ветка вербы»
(воск + акварель)
«Подводный мир»
(рисование пупыркой)
«Ранняя весна»
(по–мокрому)
«Космос»
(акварель + восковые мелки)
«Витражная роспись»
«Веселые страусы»
«Верба»
(восковые мелки, акварель,
гуашь)
«Салют над Кремлем»
«Радуга – дуга»
(рисование по-мокрому)
«Чебурашка в апельсинах»
Закрепить умение детей рисовать в
технике «воск +акварель». Учить
детей рисовать мелкие детали.
Воспитывать эстетическое
отношение, развивать творчество.
Продолжать
развивать
навыки
рисования при помощи пупырки.
Вызвать
эмоциональную
отзывчивость,
удовольствие
от
восприятия картины.
Учить детей делать тычки жесткой
полусухой
кистью.
Развивать
эстетическое восприятие весеннего
пейзажа.
Создать условия
для
отражения в рисунке весенних
впечатлений. Развивать творческое
воображение.
Закреплять умение сочетать в рисунке
несколько
материалов
(восковые
мелки,
акварель).
Вызывать
эмоциональное отношение к образу.
Развивать умение самостоятельно
располагать изображение на листе
бумаги.
Познакомить с новой техникой
рисования – витражная роспись.
Использовать различные способы
закрашивания. Учить не оставлять
пробелов и не выходить за контур.
Развивать образное
восприятие,
творчество.
Продолжать
развивать
навыки
рисования при помощи освоения
завитков. Вызвать эмоциональную
отзывчивость,
удовольствие
от
восприятия картины.
Учить сочетать в рисунке разные
материалы. Раскрашивать фон в
одном направлении.
Использовать в рисунке разные
материалы для создания картины.
Отображать
в
рисунке
свои
впечатления от праздника.
Упражнять в технике рисования помокрому. Закрепить цвета спектра.
Дополнение рисунка деталями, для
полноты
картины.
Выбирать
различные материалы.
Рисовать любимого героя, дополнять
картинку деталями.
Учить не
оставлять пробелов и не выходить за
контур.
Развивать
образное
восприятие, творчество.
ИТОГО:
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
31
ПЕРСПЕКТИВНЫИ ПЛАН (6-7 ЛЕТ) (2 год)
Месяц,
неделя
Октябрь, 1
Октябрь, 2
Октябрь, 3
Октябрь, 4
Ноябрь, 1
Ноябрь, 2
Ноябрь, 3
Ноябрь, 4
Декабрь, 1
Тема занятия
Зонтики
(втулками)
Мухоморы
Гортензии на черном
(тампонирование палочками)
Панда
(штампик)
Черепашки
(пупырка)
Птица и луна
Белочка
Разноцветный лес
Маяк
Программное содержание
Расширять представления о
изобразительном
нетрадиционном
материале – техникой обводки. как
можно
использовать
подручный
материал. Вызвать интерес у детей.
Учить детей создавать образ рисунка
дополнительными
деталями.
Развивать чувство композиции, ритма.
Уметь подбирать соответствующий
цвет.
Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
Познакомить с техникой печатания
пупыркой на втулке. Развивать
самостоятельность и тренировать
мелкую моторику.
Совершенствовать умение дополнять
образ мелкими деталями.
Познакомить с техникой – пушистые
края.
Воспитать
у
ребенка
художественный
вкус.
Учить
отражать особенности изображаемого
предмета,
используя
различные
материалы.
Познакомить с техникой рисования
образа – раскрашенной пупыркой.
Закрепить умение самостоятельно
использовать в рисовании пупырку.
Развивать чувство композиции.
Учить детей рисовать, размывая фон.
Уметь работать кончиком кисти,
развивать мелкую моторику рук.
Совершенствовать умение работать
аккуратно.
Воспитывать
самостоятельность в создании образа.
Познакомить с техникой рисования
тычком полусухой жёсткой кистью.
Учить создавать образ животного,
используя технику тычка. Закрепить
умение украшать рисунок, используя
рисование пальчиками.
Совершенствовать
умение
детей
рисовать деревья нетрадиционным
способом – дорисовка. Развивать у
детей воображение, мелкую моторику
рук
Познакомить детей с техникой–
соединения двух деталей.
Уметь наносить цвет на цвет,
развивать мелкую моторику рук,
фантазию, воображение. Воспитать у
ребенка художественный вкус
12
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Декабрь, 2
Декабрь, 3
Декабрь, 4
Январь, 2
Январь, 3
Январь, 4
Февраль, 1
Февраль, 2
Февраль, 3
Февраль, 4
Шаблоны новогодних масок
Сани с подарками
«Новогодняя елка»
«Снегири на ветке»
Танцующий снеговик
Сказочный лес
Морж
Лев
Крокодил и птичка Тари
Котенок
Учить детей продумывать узор
рисунка, подбирать цвета близко к
образу.
Создать
новогоднее
настроение. Показать, что своими
руками можно создать новогодний
образ.
Учить детей рисовать новогодние
атрибуты, закреплять умение детей
прорисовывать
мелкие
детали;
расширять знания о празднике
Закрепить
знания
о
свойствах
различных
изобразительных
материалов. Учить рисовать, сочетая в
рисунке разные материалы: восковые
мелки, гуашь. Учить детей умению
отражать
в
рисунке
признаки
праздника – встречи нового года.
Закрепить умение
создавать
композицию. Развивать образное
восприятие, творчество
Развивать воображение, творчество,
учить передавать образ птицы в
рисунках,
используя
технику
размывки. Развивать воображение,
чувство ритма, цветовосприятие.
Формировать у детей обобщенное
представление о птицах. Расширять
знания о перелетных птицах.
Развивать у детей чувство цвета,
умение выполнять рисунок не только
кистью, но и руками, пальцами.
Развивать эстетическое восприятие.
Развивать воображение
Познакомить детей с техникой
рисования
узор.
Вызвать
эмоциональную
отзывчивость,
удовольствие от восприятия картины.
Воспитывать уважение к труду;
развивать творчество.
Упражнять в рисовании животных
севера, придумывать свои детали.
Развивать творческое восприятие,
фантазию.
Воспитывать
эстетическое
отношение, развивать творчество.
Умение смешивать краски
Учить
детей рисовать
по
мотивам книги. Закреплять умение
удачно располагать изображения на
листе. Учить рисовать море
поролоном, техника «градиент»
Познакомить с техникой рисования
тычком, полусухой жёсткой кистью.
Учить создавать образ животного,
используя технику тычка. Закрепить
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Март, 1
Март, 2
Март, 3
Март, 4
Апрель, 1
Апрель, 2
Апрель, 3
Апрель, 4
Май, 1
Май, 2
«Портрет мамы»
(втулками)
«Ранняя весна»
(по–мокрому)
Змея
Рыжий кот
Чудики
Клоун
Улей с пчелами
(пупырка)
Лисичка
«Ворона»
(гуашь+манка)
«День победы»
(техника – витраж)
умение украшать рисунок, используя
спонж.
Закрепить умение рисовать при
помощи втулок. Учить рисовать
портрет. Формировать нравственные
основы: внимание и любовь к
близким, желание делать подарки.
Учить детей делать тычки жесткой
полусухой
кистью.
Развивать
эстетическое восприятие весеннего
пейзажа.
Создать условия
для
отражения в рисунке весенних
впечатлений. Развивать творческое
воображение.
Познакомить с новой техникой
рисования «непрерывное рисование».
Использовать различные способы
закрашивания. Развивать
образное
восприятие, творчество.
Продолжать
развивать
навыки
рисования при помощи губки.
Вызвать
эмоциональную
отзывчивость,
удовольствие
от
восприятия картины.
Учить
детей
фантазировать
в
создании
образа.
Продумывать
детали, для выразительности рисунка.
Учить
выбирать
по
своему
усмотрению
материал
для
изображения.
Закреплять умение сочетать в рисунке
несколько
материалов
(восковые
мелки, гуашь, фломастеры). Вызывать
эмоциональное отношение к образу.
Развивать умение самостоятельно
располагать изображение на листе
бумаги.
Учить работать с пупыркой –
приклеивать
и
раскрашивать.
Создавать картину, придумывая и
добавляя
детали.
Развивать
эстетическое восприятие
Продолжать
учить
изображать
животных. Учить использовать для
изображения зубную щетку, ватные
палочки.
Развивать
эстетическое
восприятие, любовь к природе,
желание передавать ее красоту.
Упражнять
в
смешивании
и
разведении
гуаши
с
манкой,
расширять представления о форме,
размере и цвете предметов. Развивать
изобразительные навыки и умения.
Учить рисовать витражной техникой.
Развивать мелкую моторику пальцев,
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Май, 3
Май, 4
«Аисты»
«Ромашки на полянке»
(восковые мелки + акварель )
зрительно-двигательную
координацию.
Учить рисовать фон и ждать его
полного
высыхания.
Развивать
мелкую моторику пальцев, зрительнодвигательную координацию.
Совершенствовать навык работы с
восковыми мелками и акварелью,
развивать мелкую моторику пальцев,
зрительно-двигательную
координацию. Учить
создавать
законченную картину.
ИТОГО:
1
1
31
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Материально – техническое обеспечение
Бумага белая;
Бумага «Радуга»;
Черная бумага;
Гуашь;
Акварель;
Салфетки;
Вилка пластиковая;
Кисти;
Клей ПВА;
Спонжи разные;
Трубочки коктейльные;
Ватные палочки;
Воздушные шарики;
Палитра;
Пипетки;
3.1 Оценочные материалы
В программе используется механизм диагностики качества образовательного
процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками
теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и
навыков. С этой целью используется диагностическая методика Н.Р. Волегова
(Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности
как способ развития детей дошкольного возраста).
Разделы
Техника работы с
материалами
Уровни развития
Частично сформирован
Не сформирован
Дети знакомы с необходимыми
Дети знакомы с необходимыми
навыками нетрадиц. техники рисования навыками нетрадиц. техники
и умеют использовать нетрадиц.
рисования и умеют использовать
материалы и инструменты, но им
нетрадиц. материалы и
нужна незначительная помощь.
инструменты, но им нужна
Самостоятельно используют
незначительная помощь.
нетрадиционные материалы и
Самостоятельно используют
инструменты. Владеют навыками
нетрадиционные материалы и
15
нетрадиционной техники рисования и
применяют их. Оперируют
предметными терминами.
Предметное и
сюжетное
изображение
инструменты. Владеют навыками
нетрадиционной техники
рисования и применяют их.
Оперируют предметными
терминами.
Передают общие, типичные,
Передают общие, типичные,
характерные признаки объектов и
характерные признаки объектов и
явлений. Пользуются средствами
явлений. Пользуются средствами
выразительности. Обладает
выразительности. Обладает
нагляднообразным мышлением. При
нагляднообразным мышлением.
использовании навыков
При использовании навыков
нетрадиционной техники рисования
нетрадиционной техники
результат получается недостаточно
рисования результат получается
качественным. Умеет передавать
недостаточно качественным.
несложный сюжет, объединяя в рисунке Умеет передавать несложный
несколько предметов, располагая их на сюжет, объединяя в рисунке
листе в соответствии с содержание
несколько предметов, располагая
сюжета. Умело передает расположение их на листе в соответствии с
частей при рисовании сложных
содержание сюжета. Умело
предметов и соотносит их по величине. передает расположение частей при
Применяет все знания в
рисовании сложных предметов и
самостоятельной творческой
соотносит их по величине.
деятельности. Развито художественное Применяет все знания в
восприятие и воображение. При
самостоятельной творческой
использовании навыков
деятельности. Развито
нетрадиционной техники рисования,
художественное восприятие и
результат получается качественным.
воображение. При использовании
Проявляют самостоятельность,
навыков нетрадиционной техники
инициативу и творчество.
рисования, результат получается
качественным. Проявляют
самостоятельность, инициативу и
творчество.
Критерии оценки усвоения программы: Диагностика проводится два раза в год: в
начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года
(итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицуматрицу.
В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень
- В, средний - С, низкий - Н. На основе полученных данных делаются выводы,
строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются
технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения
недостатков.
16
Заключение
Использование
нетрадиционной
техники
рисования
стимулирует
художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие
способностей, умений и навыков детей.
Художественно-творческая
деятельность
выполняет
терапевтическую
функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное,
приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние
каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие
творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно,
самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и
непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками,
развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения.
Также решаются задачи развития психических познавательных процессов:
восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи.
Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев
руки, зрительного восприятия, координации движений. У детей формируется умение
ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и
способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный
интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные
игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний,
умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому
приемы нетрадиционной техники необходимо использовать для полноценного
развития детей.
17
Список использованной литературы
1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного
рисования//Дошкольное образование.– 2010.-№18
2. Волегов Н.Р.
Методическая разработка нетрадиционной техники
изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.-М.: Издательство
4. «Скрипторий 2003», 2013.
5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.-М.: Издательство
6. «Скрипторий 2003», 2013.
7. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007
8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим
навыками умениям.//Дошкольное воспитание, 1991, № 2.
9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва. 2007.
10.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных
родителей.-СПб.:КАРО, 2010.
11.Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные
занятия в ДОУ.– М.: ТЦСфера, 2011.
12. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.Москва.2003
18