1.1.
1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Фантазия», знакомит детей раннего дошкольного
возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на
основных занятиях по изобразительной деятельности. Программа рекомендуется для педагогов
дошкольного образования.
Современное общество требует от человека применения широкого спектра
способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей
образования принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того
чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек
должен на них реагировать, должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого
является творческое воображение.
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и
анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и
способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту
природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к
окружающим.
Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые возможности для
всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне,
обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность
каждого ребенка, радость от сознания красоты - все это воздействует на ум, душу, волю растущего
человека, обогащает его духовный мир.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети
знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями,
многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний
создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять
свои знания и умения в различных ситуациях. Нетрадиционные техники рисования - важнейшее
дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения
искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и сюжет, и линия. Это огромная возможность для
детей думать, пробовать, искать экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Педагогическая целесообразность предполагаемой программы состоит в том, что обучая
малышей нетрадиционным способам рисования, воспитатель призван пробудить в ребенке
потребность к творчеству, открытиям, поиску нестандартных решений той или иной задачи или
проблемы, общению на деловом уровне, а также формированию личностных качеств.
Новизна данной программы в комплексности содержания, и в том, что она знакомит детей со
способами нестандартного рисования, дополняет основные образовательные курсы по
изобразительной деятельности, художественному конструированию, по работе с природным и
бросовым материалом.
С помощью нетрадиционного способа рисования, по словам психолога Ольги Новиковой
«Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то,
что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования
рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок
абсолютно свободен».
Отличительные особенности данной образовательной программы:
комплексность (обучение по нескольким разделам), интегрированность (взаимосвязь экологии и
изобразительной деятельности); возможность художественно использовать дополнительные
средства (возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинает
экспериментировать и творить).
1
При составлении программы опирались на следующие материалы: программы «Природа и
художник» Т.А.Копцевой; «Радуга красок» Н.С.Прокопьевой, «Радуга» Т.Н..Дороновой.
Цель:
- ознакомление детей со способами нестандартного рисования;
- развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами
нетрадиционного рисования.
Задачи:
Развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.
Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
- развивать творческие способности детей;
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений
окружающей деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Обучающие:
- обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием
различных материалов;
- знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать
выразительные средства искусства;
- учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства,
окружающих предметов;
- формировать умение оценивать созданные изображения.
Программа составлена для детей 2 - 3 лет.
Занятия кружка отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются
не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на
основных занятиях по изобразительной деятельности.
Структура занятий
Работа по данному направлению проводится следующим образом.
Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с
взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры.
Стремясь установит доверительные отношения, воспитатель обращается к ребенку по имени, с
улыбкой, осуществляет тактильный контакт, проявляет внимание к настроению, желаниям,
чувствам. Обучение проводится в мягкой форме без насилия. В целях улучшения настроения
ребенка организуются сенсорные игры с эмоционально яркими впечатлениями: музыкой, светом,
водой, воздушными шарами, мыльными пузырями.
Непосредственно - эмоциональное общение с ребенком, деловое взаимодействие проводить в
форме игры. Взрослый учит жестом и словом выражать свое отношение к игрушке, людям. Он
демонстрирует семиотическое значение движений, несущих различный обобщенный смысл, при
этом связывая их с образом песен, стихов потешек: пожать плечами, покачать головой (как
«мишка»), топнуть ножкой (рассердился мишка), погрозить пальчиком (как курочка в песенке
«Цыплята»). Все это отражает смысл ситуации, помогает использовать эти знаки в общении.
Воспитатель побуждает малышей действовать самостоятельно, замечать и поддерживать
инициативные действия других детей.
Переход ко второму этапу возможен при преимущественном решении задач первого этапа.
Однако, они тесно связаны друг с другом.
Второй этап направлен на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия
предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей). На этом этапе проводится
работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук,
2
зрительно-двигательной координации. С этой целью подобрана серия пальчиковых игр
(«Намотаем клубочек ниток», «Собери снеговика» и т.д.).
Третий этап реализует задачи по установлению с детьми в процессе взаимодействия не только
эмоционально-личностные, но и голосовые, и деловые контакты, а также оказание адекватных
способов помощи детям и достижению совместного результата практической деятельности на
основе общения. При этом, важным моментом является формирование положительной
мотивационно-потребностной основы изобразительной деятельности, интересе к ее результатам.
На этом этапе дети обучаются работать с различными инструментами, изготовлению рисунков с
использованием различных художественных техник (пальчики - палитра, печать от руки, печатка,
тампонирование и т.д.).
Для формирования игровой ситуации использовать прием «многослойного» рисования, т.е.
повторного обращения к рисунку, что вызовет у детей доброе отношение к «своему» персонажу,
желание помогать ему. На данном этапе реализуется задача развития у детей умения искать и
находить сходство рисунка с предметом и называть его; способность понимать, «читать» свой
рисунок, находить среди работ свой рисунок.
При обучении рисованию учитывается индивидуально-типологические особенности детей и
оказание им разных видов помощи: словесную, направляющую, обучающую.
Особенность возрастной группы
Организуя кружковую работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного
овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные
особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребенка расширяется содержание,
усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Так как дети от 2 до 3 лет только начинают знакомиться с нетрадиционным
рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками:
рисованием руками и штампованием.
Основные способы и формы работы с детьми
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках
работы кружка изодеятельности.
Продолжительность Периодичность
в Количество занятий
неделю
в год
15 мин
1 раз
32
Форма проведения кружковой работы: теоретическая, практическая, групповая.
Форма занятий: тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой
работы.
В процессе совместного рисования использовали различные методы и приемы:
словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы,
совет) ;
- наглядные
-практические
-игровые
- рассматривание иллюстраций
- целевые прогулки
- использование ТСО
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие
руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту
восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие,
познавательных способностей.
Прогнозирование результатов и критерии их замеры.
-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
3
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
-Овладение простейшими приемами рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза
в год (вводный - в октябре, итоговый - в мае) .
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-Групповая и индивидуальная работа с детьми;
-Проведение открытого мероприятия;
-Проведение выставок детских работ;
-Консультации для родителей и педагогов;
-Родительские собрания;
-Оформление предметно-окружающей среды.
Средства, необходимые для реализации программы
- создание художественно-развивающей среды в детском саду
- разработка образовательной деятельности по развитию детских художественных способностей
средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация
-использование дополнительной методической литературы по нетрадиционному рисованию.
План работы с родителями:
Цель: Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному
усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
Формы работы с родителями:
1. Родительское собрание «Игры с красками»
2. Анкетирование «Развитие творческого потенциала ребёнка»
3. Показ презентации «Нетрадиционные техники рисования»
4. Круглый стол «Рисуя – развиваемся».
5. Консультация «Творчество детей».
6. Оформление выставки детских работ.
7. Совместное развлечение «В гостях у краски».
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план программы
№
п/п
1
2
3
4
Перечень тем
«Окраска воды» (освоение цветовой гаммы)
«Пушистое облако» (рисование пальчиком)
«Разноцветные шарики» (рисование пальчиком
«Домик» (рисование пальчиком)
«Веселые мухоморы» (печатание точек
пальчиком)
«Ягоды рябины» (печатание ягод ватными
палочками)
«Листья кружатся, падают в лужицы»
(печатание)
«Ежик» (метод тычка жесткой кистью).
«Цыпленок» (тычок жесткой полусухой кистью)
«Снежок порхает, кружится» (рисование
пальчиками)
«Веселые рыбки» (рисование ладошкой)
«Узоры на окнах» (рисование ниткой)
«Украсим нашу елочку» (рисование
пальчиками)
Кол-во
занятий
5
Часы (мин)
теоретические практические
25
50
4
20
40
4
20
40
4
5
6
7
8
«Елочка пушистая» (рисование полусухой
жесткой кистью)
«Звездное небо» (рисование свечами)
«Накормите птиц зимой» (рисование
зернышками по нанесенному клею)
«Снежинка» (рисование пальчиками)
«Мои рукавички» (техника печатания)
«Вот какие у нас сосульки» (рисование
пальчиками)
«Автомобиль для папы» - открытка (рисование
пальчикам).
«Мимоза для мамочки» (рисование пальчиками,
скатывание шариков из салфеток)
«Солнышко лучистое» (рисование ладошками)
«Нарядные матрешки» (техника печатания)
«Облака» (рисование по сырому фону)
«Божьи коровки гуляют на лужайке» (рисование
пальчиками)
«Бабочка» (монотипия)
«Цветочки радуются солнышку» (печатание
печатками)
«Жили у бабуси два веселых гуся» (рисование
ладошками)
«Вот какой у нас салют» (примакивание
тампоном, пробкой, тряпочкой, смятой бумагой)
«Букет цветов» (рисование вилкой)
«Кактус» (рисование ножкой)
Итоговое занятие
Итого:
3
15
30
4
20
40
4
20
40
4
20
40
4
15
45
32
155
325
2.2. Календарно-тематическое планирование
№
1
Дата
Октябрь
1 неделя
Тема
«Окраска воды»
(освоение цветовой гаммы)
Содержание и цели
Показать детям «фокус», окрашивая воду в
светло-красный и темно-красный цвет.
Предложить сделать то же самое. Намочить
губки в цветной воде и провести линии на
бумаге. Обратить внимание на различие
тональности окраса линий. Обратить внимание
детей на предметы, имеющие такой же цвет.
Развивать воображение, наблюдательность.
2
Октябрь
2 неделя
«Пушистое облако»
(рисование пальчиком)
Рассмотреть иллюстрации облаков. Беседа с
детьми о технике рисования пальчиком. Учить
располагать рисунки (облака) по всему листу
бумаги (небо).
Развивать эмоционально-чувственное
восприятие.
Воспитывать эстетический вкус.
3
Октябрь
3 неделя
«Разноцветные шарики»
(рисование пальчиком)
Закрепить умение детей рисовать пальчиком.
Учить замыкать линию в кольцо, закрашивать
силуэт.
5
Развивать координацию движения рук.
4
Октябрь
4 неделя
«Домик» (рисование
пальчиком)
Зайчику очень нравятся дома, в которых живут
люди и ему тоже хочется иметь такой же. Дети
соглашаются нарисовать домик для зайчика.
Объяснить способ рисования печатанием.
Развивать координацию движений рук, мелкую
моторику.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
5
Октябрь
5 неделя
«Веселые мухоморы»
(печатание точек
пальчиком)
Предложить рассмотреть картинку мухомора
(обратить внимание на белые точки на шляпке
гриба). На вырезанных из картона грибах они
отсутствуют. Предложить детям нарисовать их,
объяснить технику рисования пальчиком
(примакивание). Развивать воображение,
мелкую моторику рук, художественное
восприятие.
6
Ноябрь
1 неделя
«Ягоды рябины»
(печатание ягод ватными
палочками)
Показать детям веточку с ягодами рябины.
Объяснить последовательность работы.
Развивать эмоционально-чувственное
восприятие.
Воспитывать эстетический вкус.
7
Ноябрь
2 неделя
«Листья кружатся, падают в Рассматривание иллюстраций «Листопад».
Беседа о технике рисования печатание. Чтение
лужицы» (печатание)
стихотворения об осени. Учить создавать
красивую композицию в сотворчестве с
воспитателем.
Воспитывать любовь к природе. Развивать
мелкую моторику рук, ориентировку в
пространстве.
8
Ноябрь
3 неделя
«Ежик» (метод
тычка жесткой
кистью).
Чтение стихотворения Маршака «Еж».
Предложить
нарисовать портрет ежика. Объяснить
последовательность работы. Развивать
эмоционально-чувственное восприятие,
воспитывать
отзывчивость. В конце занятия организовать
выставку портретов.
9
Ноябрь
4 неделя
«Цыпленок»
(тычок жесткой
полусухой
кистью)
Учить детей опускать в гуашь кисть и ударять
ею по бумаге, держа вертикально. Таким
образом заполнить весь шаблон (или контур).
Развивать мелкую моторику рук, воображение.
Воспитывать любовь к живой природе.
Продолжать учить рисованию пальчиком. Учить
располагать точки по всему листу бумаги.
Развивать воображение, мелкую моторику рук,
ориентацию в пространстве.
6
10
Декабрь
1 неделя
«Снежок порхает,
кружится» (рисование
пальчиками)
Объяснить детям способ получения
изображения.
Рисовать и правой, и левой руками,
окрашенными в разные цвета. Развивать
воображение, аккуратность в работе,
воспитывать любовь к природе.
11
Декабрь
2 неделя
«Веселые рыбки»
(рисование ладошкой)
Показать детям узоры мороза на окне (если нет,
то показ картинок). Предложить нарисовать
мороз на окнах (вместо окна - лист бумаги,
вместо дыхания - краска). Развивать
ассоциативное мышление, воображение.
Воспитывать желание создавать интересные
оригинальные рисунки.
12
Декабрь
3 неделя
«Узоры на окнах»
(рисование ниткой)
Накладывание рисунка на елочку,
нарисованную на прошлом занятии (жесткой
кистью). Напомнить метод рисования печатания
пальчиком.
Дидактическая игра «Собери бусы».
Рассматривание новогодних игрушек. Развивать
художественное восприятие, мелкую моторику
рук.
13
Декабрь
4 неделя
«Украсим нашу елочку»
(рисование пальчиками)
Показать детям иллюстрации зимней елочки.
Объяснить метод рисования полусухой жесткой
кистью. Развивать воображение и стойкий
интерес к процессу рисования.
14
Январь
3 неделя
«Елочка пушистая»
(рисование полусухой
жесткой кистью)
Беседа о звездах. Предложить волшебные
карандаши - свечи и нарисовать ими звезды.
Затем раскрасить небо ватным тампоном.
Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка,
развивать воображение, художественное
восприятие, стойкий интерес к процессу
рисования.
15
Январь
4 неделя
«Звездное небо»
(рисование свечами)
Беседа с детьми о том, что птицам зимой очень
трудно находить корм, их надо подкармливать.
Объяснить метод рисования. Воспитывать у
детей отзывчивость, любовь к живой природе.
16
Январь
5 неделя
«Накормите птиц зимой»
(рисование зернышками по
Нанесенному клею)
Учить детей наносить мазок пальчиком в
указанном направлении и указанной длины.
Учить рисовать спираль в указанном
направлении. Показать снежинки, вырезанные
из бумаги. Развивать фантазию, мелкую
моторику рук.
17
Февраль
1 неделя
«Снежинка»
(рисование пальчиками)
Объяснить детям способ получения
изображения.
Учить наносить оттиск на бумагу. Рассмотреть
красивую рукавичку с узорами. Развивать
7
творческое воображение.
18
Февраль
2 неделя
«Мои
рукавички»
(техника
печатания)
Беседа и рассматривание картинок с
сосульками.
Тренировать в рисовании пальчиками. Развивать
мелкую моторику рук, воображение
19
Февраль
3 неделя
«Вот какие у нас
сосульки»
(рисование
пальчиками)
Учить детей проводить пальчиком по
нарисованному контуру. Беседа о празднике –
День защитника Отечества. Развивать
творческое воображение, мелкую моторику рук.
20
Февраль
4 неделя
«Автомобиль для папы» Открытка (рисование
пальчикам).
Способствовать созданию выразительного
образа путем совмещения техник. Развивать
художественное восприятие. Упражнять в
технике рисования пальчиком. Объяснить как
скатывать шарики из салфеток, как прижимать
их на клей (совместное творчество воспитателя
и ребенка).
21
Март
1 неделя
«Мимоза для мамочки»
(рисование пальчиками,
Скатывание шариков из
салфеток)
Приучать детей к созданию коллективной
композиции. Упражнять в технике рисования
ладошками. Развивать художественное
восприятие.
22
Март
2 неделя
«Солнышко лучистое»
(рисование ладошками)
Упражнять детей в технике печатания.
Объяснить, как располагать рисунок на контуре
матрешки.
Развивать наглядно-образное мышление,
чувство ритма, мелкую моторику рук.
23
Март
3 неделя
«Нарядные матрешки»
(техника печатания)
Показать детям способ работы по сырому фону.
Вспомнить, как наблюдали за облаками в небе.
Помочь в создании выразительного образа.
Развивать воображение, наблюдательность
24
Март
4 неделя
«Облака»
(рисование по сырому
фону)
Упражнять детей в рисовании пальчиками.
Показать изображение божьей коровки.
Объяснить, где надо наносить точки на рисунке.
Воспитывать любовь к природе.
25
Апрель
1 неделя
«Божьи коровки гуляют на
лужайке»
(рисование пальчиками)
Совместное творчество воспитателя и ребенка.
Объяснить, как получается симметричное
изображение. Показать картинки бабочек.
Развивать художественный вкус, воображение.
26
Апрель
2 неделя
«Бабочка»
(монотипия)
Рассмотреть иллюстрации, картинки цветочной
поляны.
Учить детей аккуратно наносить отпечатки,
располагая их по всему листу, учить
самостоятельно выбирать место нанесения и
краску. Развивать художественный вкус,
воображение.
8
27
Апрель
3 неделя
«Цветочки
радуются
солнышку»
(печатание
печатками)
Упражнять детей в технике рисования
ладошками. В сотворчестве с воспитателем
дополнять образ, создавая выразительный
рисунок. Развивать художественное восприятие.
28
Апрель
4 неделя
«Жили у бабуси два
веселых гуся» (рисование
ладошками)
Закрепить умение детей рисовать техникой
примакивания. Рассмотреть иллюстрацию
салюта.
Беседа с детьми. Развивать эстетическое
восприятие, мелкую моторику рук.
29
Май
1 неделя
«Вот какой у нас салют»
(примакивание тампоном,
пробкой, тряпочкой, смятой
бумагой)
Создание в сотворчестве с воспитателем
красивой композиции с цветами. Обучение
рисованию прямых линий из подготовленной
сердцевины.
30
Май
2 неделя
«Букет цветов» (рисование
вилкой)
Объяснить способ работы. Развивать
эстетическое восприятие.
31
Май
3 неделя
«Кактус» (рисование
ножкой)
32
Май
4 неделя
Итоговое занятие
Упражнять детей в технике рисования ножкой .
В сотворчестве с воспитателем дополнять образ,
создавая выразительный рисунок. Развивать
художественное восприятие.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.
Список литературы
1. Комарова Т.С.«Детское художественное творчество», М: Мозаика-Синтез, 2005 г
2. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» Мб МозаикаСинтез 2006 г
3. Лыкова И.А. «Цветные ладошки» - авторская программа М: Карапуз-дидактика,
2007 г
4. Казакова П.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста»: «Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий». М: ТЦ Сфера, 2005 г
5. Лебедева Е.Н. «Использование нетрадиционных техник». Электронный ресурс
интернета
6. Дубровская Н.В. «Яркие ладошки», Детство-пресс, 2004 г
7. Дубровская Н.В. «Рисунки, спрятанные в пальчиках», Детство-пресс, 2003 г
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе:
1. Янушко Е.А. «Это может ваш малыш»: волшебные краски, учимся рисовать,
веселое рисование, пластилиновые картинки. «Мозаика - Синтез»
2. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования», ООО Т
9
Приложение №1
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт
пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге,
держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист,
контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки,
пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы
пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы
большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или
окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и
левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем
гуашь легко смывается.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка
из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки
поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с
краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист
акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его
половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные).
После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается
пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист
после рисования нескольких украшений.
10
Приложение №2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
11
Физминутки
Мы листики осенние,
«Листики осенние»
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели
Дружно по лесу гуляем
«Листопад»
И листочки собираем.
Собирать их каждый рад Просто чудный листопад!
Выпал беленький снежок «Выпал беленький
Собрались мы все в кружок:
снежок»
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать,
Будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее,
Будем прыгать мы скорее.
Бабочка летала, над цветком порхала
«Бабочка»
Села, посидела и нектар поела.
Два своих больших крыла опустила, подняла
Полетела дальше, чтобы мир был краше.
Мы веселые милашки
«Неваляшки»
Чудо – куклы, неваляшки.
Мы танцуем и поем:
Очень весело живем!
Мы решили закаляться, раз – два – раз – два!
«Зарядка»
И водою обливаться, раз – два – раз – два!
А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два!
Не забудем растереться, раз – два – раз – два!
Мы
хлопаем руками: Хлоп…
«Зарядка»
Мы топаем ногами: Топ…
Машем мы руками,
Киваем головой.
Раз, два – выше голова
Три, четыре – руки шире
Пять, шесть – тихо сесть.
Я мороза не боюсь,
«Я мороза не боюсь»
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
Мы снежинки, мы пушинки,
«Снежинки»
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок ─
10
«Маленькие птички»
11
«В лесной лужайке»
12
«Зарядка»
13
«Игрушки»
14
«Гриша шел-шел-шел»
15
«С добрым утром!»
16
«Цветок»
17
«Медведь и пчёлы»
12
Получается снежок.
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают.
Буйный ветер налетел,
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло
Там уютно и тепло.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал ─
Не споткнулся, не упал.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать!
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней,
Здоровей и веселей!
Вот большая пирамидка
И веселый мячик звонкий,
Мягкий мишка косолапый Все живут в большой коробке,
Но когда ложусь я спать
Начинают все играть!
Гриша шел-шел-шел,
Белый гриб нашел.
Раз - грибок,
Два - грибок,
Три - грибок,
Положил их в кузовок.
С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
С добрым утром, солнце! Я - проснулся!
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт.
Облизывает лапу сластёна косолапый,
А пчёлы налетают, медведя прогоняют.
А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка».
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу.
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает.
13
Приложение №3
1
«Листья»
2
«Помощники»
3
«Капустка»
4
«Цветы»
5
«Мы играли, рисовали»
6
«Мы рисовали»
7
«Пальчики-солдатики»
8
«Лодочка»
9
«Кузнечик»
14
Пальчиковые игры
Мы дорожки подметаем,
Листья в кучи собираем,
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души!
Ох, устали - Отдохнем
И домой скорей пойдем
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так ─
Не обидятся никак.
Мы капустку рубим - рубим,
Мы капустку солим - солим,
Мы капустку трем - трем,
Мы капустку жмём – жмём
Расцвели в саду цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветочки,
Пять волшебных лепесточков.
Мы играли, рисовали,
Наши пальчики устали.
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг - скок, прыг - скок,
Прискакали на лужок.
.
Ветер травушку качает,
Влево - вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Командир позвал солдат:
«Становитесь дружно в ряд!
Первый встал, за ним – второй,
Безымянный, быстро в строй!»
А мизинчик очень мал,
Он чуть-чуть не опоздал.
Встали пальчики – «УРА!»
На парад идти пора.
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
Я гуляю по дорожке
А кузнечик скачет рядом
Наклонюсь, возьму в ладошки
10
«Волна»
11
«Рыбки»
12
«Пять пальцев»
13
«Дружба»
14
«Моя семья»
15
Здесь скакать ему не надо,
Пусть сидит он лучше в травке:
Там с ним будет все в порядке
Светит полная луна –
За луной бежит волна,
Ветер веет на просторе,
И всю ночь волнует море…
Волн спокойных мерный шум
Усыпляет праздный ум…
Но так долго вредно спать –
Нам давно пора вставать.
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!