Программа Рисовашки

СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.......................................................................................... 5
1.2. Цель и задачи программы...................................................................................... 6
1.3. Планируемые результаты....................................................................................... 7
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание программы........................................................................................ 7
2.2. Перспективный план дети 3-4 лет........................................................................ 10
Перспективный план дети 4-5 лет………………………………………………13
Перспективный план дети 6-7 лет (1 год)………………………………………16
Перспективный план дети 6-7 лет (2 год) ……………………………………...20
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Материально – техническое обеспечение............................................................ 24
3.2 Оценочные материалы……………………………………………………………23
3.3 Список литературы.................................................................................................. 24
Заключение ………………………………………………………………………..25

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Ф.И.О. автора

Кузнецова Татьяна Васильевна

Учреждение
Наименование программы

МАДОУ «Детский сад №37» города Березники
Пермского края
«Рисовашки»

Тип программы

Дополнительная образовательная программа

Направленность

Художественная направленность

Образовательные области

Художественно-эстетическое развитие

Вид программы

Модифицированная

Возраст воспитанников

3-7 лет

Срок обучения

4 года

Уровень освоения
программы
Цели программы

Базовый

С какого года реализуется
программа

2023 – 2024 учебный год

Развитие у детей художественно-творческих
способностей, посредством нетрадиционных техник
рисования и формирование эмоционально-чувственного
мира.

3

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка:
«Детство – это важный период человеческой жизни, не подготовка к
будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,
как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум
и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш». ( В. А. Сухомлинский)
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической
теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с
дошкольного возраста. Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.
Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться,
как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной
жизни.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и
представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах,
способах действий с ними. Дошкольники узнают, что рисовать можно как
красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной,
свечой, цветным клейстером.
Дети пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком),
получать изображения с помощью подручных средств, с помощью природного
материала. При непосредственном контакте рук с краской дети познают ее
свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами и
оттенками.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться.
Развивается познавательный интерес, начинают задавать вопросы педагогу и друг
другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня
развития зрительно – моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая
деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
В рамках кружковой деятельности дети неограниченны в возможностях
выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Дошкольники
осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего
мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.

4

Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда. Сколько
дома ненужных и интересных вещей: (зубная щетка, расческа, поролон, пробки,
пенопласт, катушки ниток, свеча и т.д.). В детском саду вышли на прогулку,
присмотрелись, а сколько можно увидеть интересного: палочки, шишки,
листочки, камушки. Всеми этими предметами дополнили зону художественной
деятельности. Необходимые материалы и оригинальные техники привлекают
детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем
хочешь и как хочешь, а можно придумать и свою технику. Дошкольники
получают положительные эмоции
Творчество не может существовать под давлением. Оно должно быть
свободным, ярким, неповторимым. Нестандартные подходы к организации
изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым
вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка,
позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем нестрашно,
если маленький художник перепачкался, главное – чтобы он получать
удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
1.2 Цель:
Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством
нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного
мира. В увлекательной форме познакомить детей с различными средствами и
способами изображения, развитие их творческих способностей, фантазии и
воображения.
Задачи:
Развивающие:
 развивать
эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок,
иллюстраций.
 развивать
творческие
способности
детей.
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
 развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
Обучающие:
 обучать
приемам нетрадиционной техники рисования и способам
изображения с использованием различных материалов.
 знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров,
 учить понимать выразительные средства искусства.
Воспитательные:
 воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
 воспитывать
культуру
деятельности,
формировать
навыки
сотрудничества.

5

 учить
детей видеть и понимать красоту природы, произведений
классического искусства, окружающих предметов.
 совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда,
 учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,
содержать в порядке рабочее место.
Оздоровительные:
 укреплять здоровье детей, используя, здоровьесберегающие технологии,
которые благотворно влияют с помощью нетрадиционной техники рисования на
эмоциональное состояние и психическое развитие детей.
1.3 Ожидаемый результат:
 развитие зрительного восприятия;
 развитие пространственной ориентировки;
 развитие мелкой моторики рук;
 обострению тактильного восприятия;
 концентрация внимания;
 улучшение цветовосприятия;
 самостоятельнее использовать нетрадиционные материалы и инструменты;
 владение навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
 умение выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание программы
Организация образовательной деятельности по
художественному
творчеству с применением нетрадиционной техники рисования
способствует:
1. Снятию детских страхов и развитию психических процессов (воображения,
восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления) .
2. Развитию познавательного интереса. Все необычное привлекает внимание
детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг
другу, происходит обогащение и активизация словаря.
3. Развитию ориентировочно–исследовательской деятельности, дошкольников.
Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание
краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на
природные материалы и т. д.
4. Развитию мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие
речевой зоны коры головного мозга.
5. Развитию тактильной чувствительности (при непосредственном контакте
пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость).
Связь
с
другими
образовательными
областями
Образовательная область «Речевое развитие».
Рисуя пальчиками, песком, крупой, ребенок развивает мелкую моторику рук
и пальцев. Это приводит к развитию речевых центров коры головного мозга, т. е
развивает речь, расширяем словарный запас детей, развиваем коммуникативные
связи, свободное общение взрослых и детей.
6

Образовательная
область
«Познавательное
развитие»
Закрепление сенсорных эталонов форм и цветов, а также промежуточные
цветовые гаммы, обследование предметов, связь между частями и сбор в целое
ведет к развитию продуктивной (конструктивной) деятельности, формирует
предпосылки к проектной деятельности.
Образовательная
область
«Физическое
развитие»
Переключение от умственного труда к творческому, от обязательного к
необязательному, вдохновляющему. Развивает волевые качества.
Принципы, лежащие в основе программы:
 доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);
 наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
 демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в
социуме, реализация собственных творческих потребностей);
 научности (обоснованность, наличие методологической базы и
теоретической основы).
 “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы,
ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ) .
Методические рекомендации:
 Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для
успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать
возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С
возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма
бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в
форме кружковой работы.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной
образовательной программы:
-проведение
выставок
детских
работ;
-проведение
открытого
мероприятия;
-проведение
мастер-класса.
Младший дошкольный возраст: использовать технику «рисование руками»
(ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), тычок жесткой полусухой
кистью.
Средний дошкольный возраст: тычок жесткой полусухой кистью, печать
поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель;
отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками;
волшебные веревочки (ниткография).
Старший дошкольный возраст: более трудные методы и техники:
Рисование солью, крупой; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой;
печать по трафарету; монтотипия предметная; кляксография обычная;
ниткография; по сырому; граттаж; набрызг; тычок жесткой кистью; по оттиску;
ладошками; зубной щеткой; ватными палочками.
7

Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет
детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает
воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая
активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на
выполнение задания.
Первый год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом
нетрадиционного рисования как рисование ладошкой, пальчиком, печатание
пробкой, листьями. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших
работ и составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах и
коллективно.
Занятия проводятся 1 раз в неделю: во 2 младшей группе 15 мин., 20 минут
в средней., 25 мин. в старшей, 30 мин. в подготовительной
Задачи I года обучения:
 Познакомить
детей с различными видами нетрадиционной техники
обучения изобразительной деятельности.
 Формировать у детей изобразительные умения и навыки
 Развивать творческое воображение, поощрять проявление фантазии
 Воспитывать
художественно-эстетический
вкус.
Задачи II, III, IV года обучения:
 Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело
его использовать.
 Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе
нетрадиционными техниками.
 Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
 Развивать творчество, фантазию.
 Активизировать детей при выборе тематики.
 Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на
помощь друг другу.
 Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.2 ПЕРСПЕКТИВНЫИ ПЛАН КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4ЛЕТ

8

Месяц,
Тема занятия
неделя
Октябрь, 1 «Яблочный компот»
(картофель)
Октябрь, 2 «Осеннее
дерево»
(ладошками)
Октябрь, 3 «Ёжик»
(вилка, кисть)
Октябрь, 4 «Цыпленок в яйце»
(мятая бумага)
Ноябрь, 1

Ноябрь, 2

«Рисуем забавного
страуса» (воск.
карандаш)
«Гусеница»
(печать
пробкой)

Ноябрь, 3

«Забавные
осьминожки»
(ладошкой)

Ноябрь, 4

«Дом»
(с использованием
малярного скотча)

Программное содержание
Продолжить знакомство с техникой печати
картофельной матрицей, показать приём
получения отпечатка. Рисование яблок на
силуэте банки
Продолжить знакомство с техникой печатания
ладошками. Учить быстро наносить краску на
ладошку и делать
отпечатки.
Познакомить с новым способом рисования.
Учить рисовать животных способом оттиска
вилкой. Дорисовывать детали образа ёжика
пальчиком.
Познакомить с новым способом рисования –
мятой бумагой. Дорисовывать детали образа
пальчиком.
Учить рисовать прямые линии от заданной точки.
Менять цвет карандашей в ходе рисования.
Учить рисовать пробками,
прикладывая их к листу. Закрепить знание
цветов.
Продолжать учить детей
«превращать» обычное изображение ладошки
путем прикладывания
ладони к листу бумаги и дорисовывая
недостающих элементов пальчиком
Рисование методом тычка по малярному скотчу

Декабрь, 1 «Украсим рукавичку» Продолжать учить самостоятельно подбирать
(ватная
нужный цвет, размещать точку по всему
палочка)
рисунку.
.
Продолжать учить детей
Декабрь, 2 «Зимнее дерево»
(ладошкой)
«превращать» обычное изображение ладошки
путем прикладывания
ладони к листу бумаги и дорисовывая
недостающих элементов пальчиком.

9

Декабрь, 3 «Новогодние
игрушки» (объемной
пастой)

Знакомство с рисованием объемной пастой.

Декабрь, 4 «Елочка нарядная»

Тампонирование по трафарету. Учить
закрашивать все пространство листа. Дополнять
рисунок деталями.

Январь, 2

«Узоры на окнах»
(с помощью свечи)

Январь, 3

«Весёлый снеговик»
(клей и соль)
«Снежинка»
(монотипия)

Познакомить с новой техникой
рисования –свечой. Закрашивать краской все
пространство рисунка.
Учить насыпать соль на клей, для получения
изображения.. Развивать чувство композиции.
Познакомить детей с новой техникой
рисования. Развивать чувство ритма и
композиции, мелкую моторику.
Воспитывать интерес к природе и отображению
ярких впечатлений в рисунок.
Продолжить знакомить детей с новой
техникой рисования – рисование поролоном.
Продолжить знакомство с техникой
рисования тычком (жёсткой кистью).

Январь, 4

Февраль,1 «Змея» (губкой)
Февраль, 2 «Белый медвежонок»
(тычок)
Февраль, 3 «Самолет в облаках»
(рисование губкой)
Февраль, 4 «Паучок»

Учить внимательно, рассматривать образец и
следовать ему, закреплять
умения рисовать по образцу.
Учить рисовать прямые линии от центра и
соединять их между собой.
Продолжать учить рисовать
ладошкой, кончиками пальцев.

Март, 1

«Цветок для мамы»
(ладошка)

Март, 2

«Курочка-рябушечка» Упражнять в Рисование тычком ватными
(ватная палочка)
палочками.

Март, 3

«Лев»

Март, 4

«Бабочка»
(монотипия)

Апрель, 1

«Подсолнух»
(ватная палочка и
кисть)

Учить рисовать прямые линии от заданной
точки. Менять цвет карандашей в ходе
рисования.
Продолжать рисовать техникой монотипия.
Воспитывать интерес к природе и
отображению ярких впечатлений в рисунок.
Продолжать учить рисовать
вертикальные линии, состоящие из точек.

10

Апрель, 2

«Цветок» (печать
пробкой)

Апрель, 3

«Маки»
(оттиск пальчиком)

Апрель, 4

«Одуванчик»
(зубная щетка)

Упражнять в рисовании щеткой.

Май, 1

«Цыплята»
(жесткой кистью)

Учить рисовать тычком, прорисовывать делали
фломастером.

Май, 2

«Салют»
(восковые мелки)

Май, 3

«Божья коровка»
(оттиск картошкой)

Учить детей рисовать прямые линии из одной
точки. Учить работать с акварелью – набирать
краску и накладывать на рисунок в одном
направлении. Отображать в рисунке свои
впечатления.
Учить детей правильно набирать краску и
прорисовывать детали на высохшем рисунке.

Май, 4

Учить рисовать пробками,
прикладывая их к листу. Закрепить знание
цветов.
Рисование оттиском пальца и дорисовывание
карандашом.

«Цветочная полянка» Учить рисовать траву зубной щеткой, как бы
размазывая краску. Рисовать цветы любым
способом по желанию.

ПЕРСПЕКТИВНЫИ ПЛАН КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

11

«Мухомор»
Октябрь, 1 (рисование
мятой
бумагой)
«Осенний букет»
Октябрь, 2 (печатание листьями)
«Компот из
Октябрь, 3 яблок» (оттиск
печаткой)
«Кисть рябинки»
Октябрь, 4 (ватные
палочки, пальчики)
«Рисуем забавного
Ноябрь, 1 страуса»

Ноябрь, 2

«Два петушка»
(рисование ладошкой)

Ноябрь, 3

«Цветы на
мокром»

Ноябрь, 4
Декабрь

«Пушистые котики»
(рисование с
аппликацией)
«Шапочка»
(ватные палочки)

1

Учить украшать платочек простым
узором, используя печатание, рисование
пальчиками и прием примакивания.
Познакомить с приемом печати
листьями. Воспитать у ребенка
художественный вкус
Познакомить с техникой печатания
картофелем, поролоновым тампоном.
Показать приём получения отпечатка.
Создание красивых осенних композиций с
передачей настроения.
Учить рисовать прямые линии от заданной
точки. Менять цвет карандашей в ходе
рисования.
Совершенствовать умение делать
отпечатки ладони и дорисовывать их до
определенного образа (петушки).
Учить набирать определенное
количество воды. Закрепить данные
навыки рисования.
Совершенствовать умение рисовать мятой
бумагой. И дорисовывать их до определенного
образа.
«Учить детей создавать ритмичный узор,
аккуратно раскрашивать, «оживлять»
картинку с помощь деталей.

«Совушки»
Декабрь, 2 (мятая бумага)

Закреплять умение изображать лесных птиц
подручными средствами.

«Мои
Декабрь, 3 рукавички»
(оттиск
печатками)

Упражнять в технике печатания.
Закрепить умение украшать предмет,
нанося рисунок по возможности
равномерно на всю поверхность.

«Зимний лес»
Декабрь, 4 (зубная щетка)

Упражнять в рисовании зубной щеткой.

12

Январь, 2

Январь, 3

Январь, 4

«Ёлочка
пушистая,
нарядная»
(тычок жёсткой
полусухой кистью)
«Снеговик »
(солью и клеем)

Упражнять в технике рисования тычком,
полусухой жёсткой кистью. Закрепить умение
украшать рисунок, используя рисование
пальчиками.

«Белый медведь»
(рисование жесткой
кистью)

Познакомить с техникой рисования
жесткой кистью, тонировать фон.

Упражнять в технике рисования солью на
клей. Закрепить умение украшать рисунок,
используя детали.

«Динозаврик»
Февраль, 1 (рисование
спонжем)

Закреплять навыки рисования спонжем.
Учить прорисовывать детали и украшать
фон.

«Самолеты на
Февраль, 2 флаге»)

Учить рисовать предмет на фоне. Ждать
просушки фона.

Март, 1

«Мимоза для мамы»
(ватные палочки)

Упражнять в рисовании сразу несколькими
палочками.

Март, 2

«Жираф»

Март, 3

«Лисичка»
(зубная щетка)

Упражнять в рисовании животного жарких
стран. Дорисовывать фон деталями по
замыслу
Совершенствовать умения детей в
данных изобразительных техниках.

Март, 4

«Барашек»
(спонж)

Апрель, 1 «Цветущая яблоня»

Закреплять навык печати спонжем.
Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
Учить детей самостоятельно рисовать ветку
дерева, а цветы рисовать пальчиком: техникой
– стенка, стенка, потолок, пол.

Апрель, 2

«Космос и луна»
(солью и клеем)

Закрепить рисование солью по клею..
Учить создавать законченную картину.

Апрель, 3

«Павлин»
(пальчиками)

Учить рисовать животных, состоящие из
многих отпечатков пальчиков.

Апрель, 4

«Маковое поле»
(пальчиками)

Познакомить с приемом отпечатывания.
Воспитать у ребенка художественный вкус

13

Май, 1

Май, 2

Май, 3
Май, 4

«Насекомые»
(бабочка, паук, божья
коровка, гусеница)

Учить рисовать на отпечатках детали, чтобы
получить насекомое. пользоваться всей
разноцветной гаммой красок. Воспитывать у
детей умение работать спмостоятельно.
«Праздничный салют» Закрепление навыка рисования акварелью или
гуашь, учить рисовать салют с помощью
воскового мелка. Воспитать у ребенка
художественный вкус.
«Гроздь винограда»
Учить детей рисовать пробкой,
(пробка)
прорисовывать детали. Видеть законченный
образ.
Раскраска
Познакомить с новым способом
(фольга)
раскрашивания – фольга+вода; развивать
чувство композиции и колорита в процессе
использования разных материалов .

Месяц,
Тема занятия
неделя
Октябрь «Красивые листья»
1
(монотипия)

Октябрь «Осенние деревья»
2
(кляксография)

Программное содержание
Расширять
представления
о
нетрадиционном
изобразительном материале
- техникой печатания листьями. Вызвать интерес у
детей. Познакомить с чудесным свойством
цвета преображать окружающий мир, с теплыми и
холодными цветами.
Учить детей раздувать краску трубочкой.
Развивать чувство композиции, ритма. Уметь
подбирать соответствующий цвет.
Воспитывать
у
детей
умение
работать
индивидуально.

Октябрь «Ёжик с грибами»
3
(вилка, аппликации)

Познакомить с техникой печатания листьями.
Развивать самостоятельность и тренировать
мелкую моторику. Умение делать отпечатки от
комочков бумаги,развивать фантазию.
Совершенствовать умение работать аккуратно.

Октябрь «Листья на черном»
4
(шаблон,
тампонирование,
пальчиком)

Познакомить с техникой – растягивание.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
Развивать чувство композиции, совершенствовать
умение работать в разных техниках.

14

Ноябрь
1

«Ночной город»
(кисть, набрызг)

Ноябрь
2

«Красивая
картинка»

Учить накладывать фон градиентом. Делать
набрызг кистью. Дополнять рисунок деталями.
Развивать чувство композиции.

Учить детей рисовать цветные пятна и на них
черные
контуры
растительности.
Совершенствовать умение
работать
аккуратно.
Воспитывать
самостоятельность в создании образа.
Ноябрь «Радужный лев»
Познакомить
с
техникой
рисования
3
тычком, полусухой жёсткой кистью. Учить
(жесткой
создавать образ животного, используя технику
полусухой
тычка. Закрепить умение украшать рисунок.
кистью)
Воспитывать
у
детей
умение
работать
индивидуально
ПЕРСПЕКТИВНЫИ ПЛАН КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ (1 год)

15

Ноябрь
4

«Мама с ребенком»

Совершенствовать умение передавать
образ черной краской. Уметь наносить
цеет на цвет Развивать у детей
воображение, мелкую моторику рук.
Воспитывать чувство гордости за свою
маму.

Декабрь «Пингвин едет с горки» Учить располагать рисунок по диагонали.
1
Уметь создавать законченность картины
деталями, развивать мелкую моторику
рук, фантазию, воображение. Воспитать у
ребенка художественный вкус.
Декабрь «Жираф»
(кисть и воск. мелки)
2

Развивать
чувство
композиции,
художественный вкус. Познакомить детей
с техникой – накладывание краски на
воск.Воспитывать
аккуратность
при
работе с мыльными пузырями.

Декабрь «Здравствуй, дедушка
3
Мороз»!

Учить детей рисовать человека из фигуры
– треугольник.
Дополнять образ
деталями. Развивать чувство композиции
и воображение.

Декабрь «Новогодняя
4
ночь» Техника
граттаж

Познакомить с новой техникой рисования
«граттаж». Закрепить знания о свойствах
различных
изобразительных
материалов. Учить рисовать, сочетая в
рисунке разные материалы: восковые
мелки, гуашь.

Январь «Ёлки на круге»
2

Учить
распределять
равномерное
количество изображений на круге.
Развивать фантазию, продумывать узор
каждой елки.

Январь «Красивая птица»
3

Передавать в рисунке красивый образ
птицы. Продолжать знакомить с техникой
– градиент. Дополнять рисунок деталями.

Январь «Снежинки на черном»
4
(клей и соль)

Учить рисовать клеем. Насыпать соль
равномерно. Развивать фантазию и
воображение.

16

Февраль «Кот смотрит на луну»
1

Упражнять в рисовании несложной
композиции.
Рисовать
рисунок
на
высохнувшем фоне. Дополнять рисунок
деталями.

Февраль «Кот на парашюте».
2
(восковые мелки
+ акварель)

Закрепить умение детей рисовать в
технике «воск +акварель». Учить детей
зарисовывать рисунок, не выходя за
контур.
Воспитывать
эстетическое
отношение, развивать творчество.

Февраль «Военные корабли».
(по-мокрому)
3

Учить детей рисовать при помощи
оттиска поролона соответствующего
размера. Закреплять умение удачно
располагать изображения на листе. Учить
рисовать «по – мокрому». Развивать
композиционные умения (размещать
«кораблики «в море» по всему листу
бумаги).

Февраль «Киты»
4

Показать, что рисунок может быть
оригинальным и в одном цвете. Дополнять
рисунок деталями для законченности
образа.

Март
1

«Цветы для мамы»
(шариком воздушным)

Закрепить умение рисовать при помощи
тычка шариком. Учить подбирать
сочетание цвета. Формировать
нравственные основы: внимание и любовь
к близким, желание делать подарки.

Март
2

«Чебурашка в
апельсинах»

Учить рисовать мультипликационного
героя. Дополнять образ апельсинами.
Воспитывать желание познакомиться с
советскими мультфильмами.

Март
3

«Ветка вербы»
(воск + акварель)

Март
4

«Подводный мир»
(рисование пупыркой)

Закрепить умение детей рисовать в
технике «воск +акварель». Учить детей
рисовать мелкие детали. Воспитывать
эстетическое отношение, развивать
творчество.
Продолжать развивать навыки рисования
при
помощи
пупырки.
Вызвать
эмоциональную
отзывчивость,
удовольствие от восприятия картины.

17

Апрель «Ранняя весна» (по –
1
мокрому)

Апрель
2

«Космос»
(акварель +
восковые
мелки)

Апрель
3

«Витражная роспись»

Учить детей делать тычки жесткой
полусухой кистью. Развивать эстетическое
восприятие весеннего пейзажа. Создать
условия для отражения в рисунке
весенних
впечатлений.
Развивать
творческое
воображение.
Закреплять умение сочетать в рисунке
несколько материалов (восковые мелки,
акварель).
Вызывать
эмоциональное
отношение к образу. Развивать умение
самостоятельно
располагать
изображение на листе бумаги.
Познакомить с новой техникой рисования
– витражная роспись. Использовать
различные способы закрашивания. Учить
не оставлять пробелов и не выходить за
контур.
Развивать
образное
восприятие, творчество.

Апрель «Веселые страусы»
4

Продолжать развивать навыки рисования
при помощи освоения завитков. Вызвать
эмоциональную
отзывчивость,
удовольствие от восприятия картины.

Май, 1

«Верба»
(восковые мелки,
акварель, гуашь)

Учить сочетать в рисунке разные
материалы. Раскрашивать фон в одном
напрвлении.

Май, 2

«Салют над Кремлем»

Май, 3

«Радуга – дуга»
(рисование по-мокрому)

Использовать в рисунке разные материалы
для создания картины. Отображать в
рисунке свои впечатления от праздника.
Упражнять в технике рисования помокрому.
Закрепить
цвета
спектра.
Дополнение рисунка деталями, для полноты
картины. Выбирать различные материалы.

Май, 4

«Чебурашка в
апельсинах»

Рисовать любимого героя, дополнять
картинку деталями. Учить не оставлять
пробелов и не выходить за контур.
Развивать образное
восприятие,
творчество.

ПЕРСПЕКТИВНЫИ ПЛАН КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ (2 год)
18

Месяц,
Тема занятия
неделя
Октябрь Зонтики
1
(втулками)

Программное содержание

Октябрь Мухоморы
2

Учить
детей
создавать
образ
рисунка
дополнительными деталями. Развивать чувство
композиции,
ритма.
Уметь
подбирать
соответствующий цвет.
Воспитывать
у
детей
умение
работать
индивидуально.

Октябрь Гортензии на черном
3
(тампонирование
палочками)

Познакомить с техникой печатания пупыркой на
втулке.
Развивать
самостоятельность
и
тренировать мелкую моторику.
Совершенствовать умение дополнять образ
мелкими деталями.

Октябрь Панда
4
(штампик)

Познакомить с техникой – пушистые края.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
Учить отражать особенности изображаемого
предмета, используя различные
материалы.

Ноябрь
1

Черепашки
(пупырка)

Познакомить с техникой рисования образа –
раскрашеной пупыркой. Закрепить умение
самостоятельно использовать в рисовании
пупырку. Развивать чувство композиции.

Ноябрь
2

Птица и луна

Учить детей рисовать, размывая фон. Уметь
работать кончиком кисти, развивать мелкую
моторику рук. Совершенствовать умение
работать
аккуратно.
Воспитывать
самостоятельность в создании образа.

Ноябрь
3

Белочка

Познакомить
с
техникой рисования
тычком, полусухой жёсткой
кистью. Учить
создавать образ животного, используя технику
тычка. Закрепить умение украшать рисунок,
используя
рисование пальчиками.

Расширять
представления
о
нетрадиционном
изобразительном
материале - техникой обводки. как можно
использовать подручный материал.
Вызвать
интерес у детей.

19

Ноябрь
4

Разноцветный лес

Совершенствовать умение детей рисовать
деревья нетрадиционным способом –
дорисовка. Развивать у детей воображение,
мелкую моторику рук.

Декабрь Маяк
1

Познакомить
детей
с техникой
–
соединения двух деталей.
Уметь наносить цвет на цвет, развивать
мелкую
моторику
рук,
фантазию,
воображение.
Воспитать
у
ребенка
художественный вкус.

Декабрь Шаблоны
2
новогодних
масок

Учить детей продумывать узор рисунка,
подбирать цвета близко к образу. Создать
новогоднее настроение. Показать, что
своими руками можно создать новогодний
образ.

Декабрь Сани с
3
подарками

Учить
детей
рисовать
новогодние
атрибуты,
закреплять
умение
детей
прорисовывать мелкие детали; расширять
знания о празднике

Декабрь «Новогодняя елка»
4

Закрепить знания о свойствах различных
изобразительных
материалов.
Учить
рисовать, сочетая в рисунке разные
материалы: восковые мелки, гуашь. Учить
детей умению отражать в рисунке признаки
праздника –
встречи нового
года.
Закрепить умение
создавать
композицию. Развивать
образное
восприятие, творчество.

Январь «Снегири на ветке»
1

Развивать воображение, творчество, учить
передавать образ птицы в рисунках,
используя технику размывки. Развивать
воображение,
чувство
ритма,
цветовосприятие. Формировать у детей
обобщенное представление о птицах.
Расширять знания о перелетных птицах.

20

Январь
2

Танцующий снеговик

Развивать у детей чувство цвета, умение
выполнять рисунок не только кистью, но и
руками, пальцами. Развивать эстетическое
восприятие. Развивать воображение

Январь
3

Сказочный лес

Познакомить детей с техникой рисования узор. Вызвать эмоциональную отзывчивость,
удовольствие от восприятия картины.
Воспитывать уважение к труду;
развивать творчество.

Февраль
1

Морж

Упражнять в рисовании животных севера,
придумывать
свои
детали.
Развивать
творческое восприятие, фантазию.

Февраль
2

Лев

Февраль
3

Крокодил и птичка
Тари

Учить детей рисовать по мотивам книги.
Закреплять умение удачно располагать
изображения на листе. Учить рисовать море
поролоном, техника «градиент»

Февраль
4

Котенок

Познакомить с техникой рисования
тычком,полусухой жёсткой кистью. Учить
создавать образ животного, используя
технику тычка. Закрепить умение украшать
рисунок, используя спонж.

Март
1

«Портрет мамы»
(втулками)

Закрепить умение рисовать при
втулок.
Учить
рисовать
формировать
нравственные
внимание и любовь к близким,
делать подарки.

Март
2

«Ранняя весна»
(по – мокрому)

Учить детей делать тычки жесткой
полусухой кистью. Развивать эстетическое
восприятие весеннего пейзажа. Создать
условия для отражения в рисунке весенних
впечатлений. Развивать творческое
воображение.

Воспитывать
эстетическое
отношение,
развивать творчество. Умение смешивать
краски

помощи
портрет.
основы:
желание

21

Март
3

Змея

Познакомить с новой техникой рисования
«непрерывное
рисование».
Использовать
различные способы закрашивания. Развивать
образное
восприятие,
творчество.

Март
4

Рыжий кот

Продолжать развивать навыки рисования при
помощи губки. Вызвать эмоциональную
отзывчивость, удовольствие от восприятия
картины.

Апрель
1

Чудики

Учить детей фантазировать в создании образа.
Продумывать детали, для выразительности
рисунка. Учить выбирать по своему усмотрению
материал для изображения.

Апрель
2

Клоун

Закреплять умение сочетать в рисунке
несколько материалов (восковые мелки, гуашь,
фломастеы).
Вызывать
эмоциональное
отношение к образу. Развивать умение
самостоятельно располагать изображение на
листе бумаги.

Апрель Улей с пчелами
3
(пупырка)

Учить работать с пупыркой – приклеивать и
раскрашивать. Создавать картину, придумывая
и добавляя детали. Развивать эстетическое
восприятие.

Апрель
4

Продолжать учить изображать животных.
Учить использовать для изображения зубную
щетку, ватные палочки. Развивать эстетическое
восприятие, любовь к природе, желание
передавать ее красоту.

Май, 1

Лисичка

«Ворона»
(гуашь+манка)

Упражнять в смешивании и разведении гуаши с
манкой, расширять представления о форме,
размере и цвете предметов. Развивать
изобразительные навыки и умения.

22

Май, 2

«День
победы»
(техника –
витраж)

Учить рисовать витражной техникой. Развивать
мелкую
моторику
пальцев,
зрительнодвигательную координацию.

Май, 3

«Аисты»

Учить рисовать фон и ждать его полного
высыхания.
Развивать мелкую моторику
пальцев, зрительно-двигательную координацию.

Май, 4

«Ромашки
на полянке»
(восковые мелки +
акварель )

Совершенствовать навык работы с восковыми
мелками и акварелью, развивать мелкую
моторику пальцев, зрительно-двигательную
координацию. Учить создавать законченную
картину.

23

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Материально – техническое обеспечение
Бумага белая;
Бумага «Радуга»;
Черная бумага;
Гуашь;
Акварель;
Салфетки;
Вилка пластиковая;
Кисти;
Клей ПВА;
Спонжи разные;
Трубочки коктейльные;
Ватные палочки;
Воздушные шарики;
Палитра;
Пипетки;
3.2Оценочные материалы
В программе «Рисовашки» используется механизм диагностики качества
образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения
воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста
знаний, умений и навыков. С этой целью используется диагностическая методика
Н.Р. Волегова (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной
деятельности как способ развития детей дошкольного возраста).
Разделы

Уровни развития
Частично сформирован
Не сформирован

Техника работы с
материалами

Дети знакомы с необходимыми
навыками нетрадиц. техники
рисования и умеют использовать
нетрадиц. материалы и инструменты,
но им нужна незначительная помощь.
Самостоятельно используют
нетрадиционные материалы и
инструменты. Владеют навыками
нетрадиционной техники рисования и
применяют их. Оперируют
предметными терминами.

Предметное и
сюжетное
изображение

Передают общие, типичные,
характерные признаки объектов и
явлений. Пользуются средствами
выразительности. Обладает
нагляднообразным мышлением. При
использовании навыков
нетрадиционной техники рисования

Дети знакомы с необходимыми
навыками нетрадиц. техники
рисования и умеют использовать
нетрадиц. материалы и
инструменты, но им нужна
незначительная помощь.
Самостоятельно используют
нетрадиционные материалы и
инструменты. Владеют навыками
нетрадиционной техники
рисования и применяют их.
Оперируют предметными
терминами.
Передают общие, типичные,
характерные признаки объектов и
явлений. Пользуются средствами
выразительности. Обладает
нагляднообразным мышлением.
При использовании навыков
нетрадиционной техники
24

результат получается недостаточно
качественным. Умеет передавать
несложный сюжет, объединяя в
рисунке несколько предметов,
располагая их на листе в соответствии
с содержание сюжета. Умело передает
расположение частей при рисовании
сложных предметов и соотносит их по
величине. Применяет все знания в
самостоятельной творческой
деятельности. Развито художественное
восприятие и воображение. При
использовании навыков
нетрадиционной техники рисования,
результат получается качественным.
Проявляют самостоятельность,
инициативу и творчество.

рисования результат получается
недостаточно качественным.
Умеет передавать несложный
сюжет, объединяя в рисунке
несколько предметов, располагая
их на листе в соответствии с
содержание сюжета. Умело
передает расположение частей
при рисовании сложных
предметов и соотносит их по
величине. Применяет все знания
в самостоятельной творческой
деятельности. Развито
художественное восприятие и
воображение. При использовании
навыков нетрадиционной техники
рисования, результат получается
качественным. Проявляют
самостоятельность, инициативу и
творчество.

Критерии оценки усвоения программы: Диагностика проводится два раза в год: в
начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года
(итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицуматрицу.
В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий
уровень - В, средний - С, низкий - Н. На основе полученных данных делаются
выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны,
разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и
способы устранения недостатков.

25

3.3 Список использованной литературы
Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования //
Дошкольное образование. – 2010. - №18
Волегов Н.Р. Методическая разработка нетрадиционной техники
изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство
«Скрипторий 2003,2013.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство
«Скрипторий 2003»,2013.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим
навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник
[Электронный
ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз
родителей.-СПб.: КАРО,2010.
Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия
в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва.
2003 г

26

Заключение
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует
художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие
способностей, умений и навыков детей.
Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую
функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное,
приподнятое настроение, обеспечивает
положительное
эмоциональное
состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные
особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает
возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость
творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми
нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки
нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития
психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления,
внимания, памяти и речи.
Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры
пальцев руки, зрительного восприятия, координации движений. У детей
формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о
свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят
развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это
своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот
объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных
занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать
для полноценного развития детей.

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».