СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.......................................................................................... 5
1.2. Цель и задачи программы...................................................................................... 6
1.3. Планируемые результаты....................................................................................... 7
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание программы........................................................................................ 7
2.2. Перспективный план дети 3-4 лет........................................................................ 10
Перспективный план дети 4-5 лет………………………………………………13
Перспективный план дети 6-7 лет (1 год)………………………………………16
Перспективный план дети 6-7 лет (2 год) ……………………………………...20
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Материально – техническое обеспечение............................................................ 24
3.2 Оценочные материалы……………………………………………………………23
3.3 Список литературы.................................................................................................. 24
Заключение ………………………………………………………………………..25
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Ф.И.О. автора
Кузнецова Татьяна Васильевна
Учреждение
Наименование программы
МАДОУ «Детский сад №37» города Березники
Пермского края
«Рисовашки»
Тип программы
Дополнительная образовательная программа
Направленность
Художественная направленность
Образовательные области
Художественно-эстетическое развитие
Вид программы
Модифицированная
Возраст воспитанников
3-7 лет
Срок обучения
4 года
Уровень освоения
программы
Цели программы
Базовый
С какого года реализуется
программа
2023 – 2024 учебный год
Развитие у детей художественно-творческих
способностей, посредством нетрадиционных техник
рисования и формирование эмоционально-чувственного
мира.
3
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка:
«Детство – это важный период человеческой жизни, не подготовка к
будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,
как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум
и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш». ( В. А. Сухомлинский)
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической
теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с
дошкольного возраста. Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.
Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться,
как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной
жизни.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и
представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах,
способах действий с ними. Дошкольники узнают, что рисовать можно как
красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной,
свечой, цветным клейстером.
Дети пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком),
получать изображения с помощью подручных средств, с помощью природного
материала. При непосредственном контакте рук с краской дети познают ее
свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами и
оттенками.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться.
Развивается познавательный интерес, начинают задавать вопросы педагогу и друг
другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня
развития зрительно – моторной координации, коррекции мелкой моторики рук.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая
деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
В рамках кружковой деятельности дети неограниченны в возможностях
выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Дошкольники
осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего
мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.
4
Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда. Сколько
дома ненужных и интересных вещей: (зубная щетка, расческа, поролон, пробки,
пенопласт, катушки ниток, свеча и т.д.). В детском саду вышли на прогулку,
присмотрелись, а сколько можно увидеть интересного: палочки, шишки,
листочки, камушки. Всеми этими предметами дополнили зону художественной
деятельности. Необходимые материалы и оригинальные техники привлекают
детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем
хочешь и как хочешь, а можно придумать и свою технику. Дошкольники
получают положительные эмоции
Творчество не может существовать под давлением. Оно должно быть
свободным, ярким, неповторимым. Нестандартные подходы к организации
изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым
вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка,
позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем нестрашно,
если маленький художник перепачкался, главное – чтобы он получать
удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
1.2 Цель:
Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством
нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного
мира. В увлекательной форме познакомить детей с различными средствами и
способами изображения, развитие их творческих способностей, фантазии и
воображения.
Задачи:
Развивающие:
развивать
эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок,
иллюстраций.
развивать
творческие
способности
детей.
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
Обучающие:
обучать
приемам нетрадиционной техники рисования и способам
изображения с использованием различных материалов.
знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров,
учить понимать выразительные средства искусства.
Воспитательные:
воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
воспитывать
культуру
деятельности,
формировать
навыки
сотрудничества.
5
учить
детей видеть и понимать красоту природы, произведений
классического искусства, окружающих предметов.
совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда,
учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,
содержать в порядке рабочее место.
Оздоровительные:
укреплять здоровье детей, используя, здоровьесберегающие технологии,
которые благотворно влияют с помощью нетрадиционной техники рисования на
эмоциональное состояние и психическое развитие детей.
1.3 Ожидаемый результат:
развитие зрительного восприятия;
развитие пространственной ориентировки;
развитие мелкой моторики рук;
обострению тактильного восприятия;
концентрация внимания;
улучшение цветовосприятия;
самостоятельнее использовать нетрадиционные материалы и инструменты;
владение навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
умение выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание программы
Организация образовательной деятельности по
художественному
творчеству с применением нетрадиционной техники рисования
способствует:
1. Снятию детских страхов и развитию психических процессов (воображения,
восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления) .
2. Развитию познавательного интереса. Все необычное привлекает внимание
детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг
другу, происходит обогащение и активизация словаря.
3. Развитию ориентировочно–исследовательской деятельности, дошкольников.
Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание
краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на
природные материалы и т. д.
4. Развитию мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие
речевой зоны коры головного мозга.
5. Развитию тактильной чувствительности (при непосредственном контакте
пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость).
Связь
с
другими
образовательными
областями
Образовательная область «Речевое развитие».
Рисуя пальчиками, песком, крупой, ребенок развивает мелкую моторику рук
и пальцев. Это приводит к развитию речевых центров коры головного мозга, т. е
развивает речь, расширяем словарный запас детей, развиваем коммуникативные
связи, свободное общение взрослых и детей.
6
Образовательная
область
«Познавательное
развитие»
Закрепление сенсорных эталонов форм и цветов, а также промежуточные
цветовые гаммы, обследование предметов, связь между частями и сбор в целое
ведет к развитию продуктивной (конструктивной) деятельности, формирует
предпосылки к проектной деятельности.
Образовательная
область
«Физическое
развитие»
Переключение от умственного труда к творческому, от обязательного к
необязательному, вдохновляющему. Развивает волевые качества.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в
социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и
теоретической основы).
“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы,
ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ) .
Методические рекомендации:
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для
успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать
возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С
возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма
бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в
форме кружковой работы.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной
образовательной программы:
-проведение
выставок
детских
работ;
-проведение
открытого
мероприятия;
-проведение
мастер-класса.
Младший дошкольный возраст: использовать технику «рисование руками»
(ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), тычок жесткой полусухой
кистью.
Средний дошкольный возраст: тычок жесткой полусухой кистью, печать
поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель;
отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками;
волшебные веревочки (ниткография).
Старший дошкольный возраст: более трудные методы и техники:
Рисование солью, крупой; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой;
печать по трафарету; монтотипия предметная; кляксография обычная;
ниткография; по сырому; граттаж; набрызг; тычок жесткой кистью; по оттиску;
ладошками; зубной щеткой; ватными палочками.
7
Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет
детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает
воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая
активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на
выполнение задания.
Первый год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом
нетрадиционного рисования как рисование ладошкой, пальчиком, печатание
пробкой, листьями. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших
работ и составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах и
коллективно.
Занятия проводятся 1 раз в неделю: во 2 младшей группе 15 мин., 20 минут
в средней., 25 мин. в старшей, 30 мин. в подготовительной
Задачи I года обучения:
Познакомить
детей с различными видами нетрадиционной техники
обучения изобразительной деятельности.
Формировать у детей изобразительные умения и навыки
Развивать творческое воображение, поощрять проявление фантазии
Воспитывать
художественно-эстетический
вкус.
Задачи II, III, IV года обучения:
Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело
его использовать.
Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе
нетрадиционными техниками.
Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
Развивать творчество, фантазию.
Активизировать детей при выборе тематики.
Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на
помощь друг другу.
Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.2 ПЕРСПЕКТИВНЫИ ПЛАН КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4ЛЕТ
8
Месяц,
Тема занятия
неделя
Октябрь, 1 «Яблочный компот»
(картофель)
Октябрь, 2 «Осеннее
дерево»
(ладошками)
Октябрь, 3 «Ёжик»
(вилка, кисть)
Октябрь, 4 «Цыпленок в яйце»
(мятая бумага)
Ноябрь, 1
Ноябрь, 2
«Рисуем забавного
страуса» (воск.
карандаш)
«Гусеница»
(печать
пробкой)
Ноябрь, 3
«Забавные
осьминожки»
(ладошкой)
Ноябрь, 4
«Дом»
(с использованием
малярного скотча)
Программное содержание
Продолжить знакомство с техникой печати
картофельной матрицей, показать приём
получения отпечатка. Рисование яблок на
силуэте банки
Продолжить знакомство с техникой печатания
ладошками. Учить быстро наносить краску на
ладошку и делать
отпечатки.
Познакомить с новым способом рисования.
Учить рисовать животных способом оттиска
вилкой. Дорисовывать детали образа ёжика
пальчиком.
Познакомить с новым способом рисования –
мятой бумагой. Дорисовывать детали образа
пальчиком.
Учить рисовать прямые линии от заданной точки.
Менять цвет карандашей в ходе рисования.
Учить рисовать пробками,
прикладывая их к листу. Закрепить знание
цветов.
Продолжать учить детей
«превращать» обычное изображение ладошки
путем прикладывания
ладони к листу бумаги и дорисовывая
недостающих элементов пальчиком
Рисование методом тычка по малярному скотчу
Декабрь, 1 «Украсим рукавичку» Продолжать учить самостоятельно подбирать
(ватная
нужный цвет, размещать точку по всему
палочка)
рисунку.
.
Продолжать учить детей
Декабрь, 2 «Зимнее дерево»
(ладошкой)
«превращать» обычное изображение ладошки
путем прикладывания
ладони к листу бумаги и дорисовывая
недостающих элементов пальчиком.
9
Декабрь, 3 «Новогодние
игрушки» (объемной
пастой)
Знакомство с рисованием объемной пастой.
Декабрь, 4 «Елочка нарядная»
Тампонирование по трафарету. Учить
закрашивать все пространство листа. Дополнять
рисунок деталями.
Январь, 2
«Узоры на окнах»
(с помощью свечи)
Январь, 3
«Весёлый снеговик»
(клей и соль)
«Снежинка»
(монотипия)
Познакомить с новой техникой
рисования –свечой. Закрашивать краской все
пространство рисунка.
Учить насыпать соль на клей, для получения
изображения.. Развивать чувство композиции.
Познакомить детей с новой техникой
рисования. Развивать чувство ритма и
композиции, мелкую моторику.
Воспитывать интерес к природе и отображению
ярких впечатлений в рисунок.
Продолжить знакомить детей с новой
техникой рисования – рисование поролоном.
Продолжить знакомство с техникой
рисования тычком (жёсткой кистью).
Январь, 4
Февраль,1 «Змея» (губкой)
Февраль, 2 «Белый медвежонок»
(тычок)
Февраль, 3 «Самолет в облаках»
(рисование губкой)
Февраль, 4 «Паучок»
Учить внимательно, рассматривать образец и
следовать ему, закреплять
умения рисовать по образцу.
Учить рисовать прямые линии от центра и
соединять их между собой.
Продолжать учить рисовать
ладошкой, кончиками пальцев.
Март, 1
«Цветок для мамы»
(ладошка)
Март, 2
«Курочка-рябушечка» Упражнять в Рисование тычком ватными
(ватная палочка)
палочками.
Март, 3
«Лев»
Март, 4
«Бабочка»
(монотипия)
Апрель, 1
«Подсолнух»
(ватная палочка и
кисть)
Учить рисовать прямые линии от заданной
точки. Менять цвет карандашей в ходе
рисования.
Продолжать рисовать техникой монотипия.
Воспитывать интерес к природе и
отображению ярких впечатлений в рисунок.
Продолжать учить рисовать
вертикальные линии, состоящие из точек.
10
Апрель, 2
«Цветок» (печать
пробкой)
Апрель, 3
«Маки»
(оттиск пальчиком)
Апрель, 4
«Одуванчик»
(зубная щетка)
Упражнять в рисовании щеткой.
Май, 1
«Цыплята»
(жесткой кистью)
Учить рисовать тычком, прорисовывать делали
фломастером.
Май, 2
«Салют»
(восковые мелки)
Май, 3
«Божья коровка»
(оттиск картошкой)
Учить детей рисовать прямые линии из одной
точки. Учить работать с акварелью – набирать
краску и накладывать на рисунок в одном
направлении. Отображать в рисунке свои
впечатления.
Учить детей правильно набирать краску и
прорисовывать детали на высохшем рисунке.
Май, 4
Учить рисовать пробками,
прикладывая их к листу. Закрепить знание
цветов.
Рисование оттиском пальца и дорисовывание
карандашом.
«Цветочная полянка» Учить рисовать траву зубной щеткой, как бы
размазывая краску. Рисовать цветы любым
способом по желанию.
ПЕРСПЕКТИВНЫИ ПЛАН КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
11
«Мухомор»
Октябрь, 1 (рисование
мятой
бумагой)
«Осенний букет»
Октябрь, 2 (печатание листьями)
«Компот из
Октябрь, 3 яблок» (оттиск
печаткой)
«Кисть рябинки»
Октябрь, 4 (ватные
палочки, пальчики)
«Рисуем забавного
Ноябрь, 1 страуса»
Ноябрь, 2
«Два петушка»
(рисование ладошкой)
Ноябрь, 3
«Цветы на
мокром»
Ноябрь, 4
Декабрь
«Пушистые котики»
(рисование с
аппликацией)
«Шапочка»
(ватные палочки)
1
Учить украшать платочек простым
узором, используя печатание, рисование
пальчиками и прием примакивания.
Познакомить с приемом печати
листьями. Воспитать у ребенка
художественный вкус
Познакомить с техникой печатания
картофелем, поролоновым тампоном.
Показать приём получения отпечатка.
Создание красивых осенних композиций с
передачей настроения.
Учить рисовать прямые линии от заданной
точки. Менять цвет карандашей в ходе
рисования.
Совершенствовать умение делать
отпечатки ладони и дорисовывать их до
определенного образа (петушки).
Учить набирать определенное
количество воды. Закрепить данные
навыки рисования.
Совершенствовать умение рисовать мятой
бумагой. И дорисовывать их до определенного
образа.
«Учить детей создавать ритмичный узор,
аккуратно раскрашивать, «оживлять»
картинку с помощь деталей.
«Совушки»
Декабрь, 2 (мятая бумага)
Закреплять умение изображать лесных птиц
подручными средствами.
«Мои
Декабрь, 3 рукавички»
(оттиск
печатками)
Упражнять в технике печатания.
Закрепить умение украшать предмет,
нанося рисунок по возможности
равномерно на всю поверхность.
«Зимний лес»
Декабрь, 4 (зубная щетка)
Упражнять в рисовании зубной щеткой.
12
Январь, 2
Январь, 3
Январь, 4
«Ёлочка
пушистая,
нарядная»
(тычок жёсткой
полусухой кистью)
«Снеговик »
(солью и клеем)
Упражнять в технике рисования тычком,
полусухой жёсткой кистью. Закрепить умение
украшать рисунок, используя рисование
пальчиками.
«Белый медведь»
(рисование жесткой
кистью)
Познакомить с техникой рисования
жесткой кистью, тонировать фон.
Упражнять в технике рисования солью на
клей. Закрепить умение украшать рисунок,
используя детали.
«Динозаврик»
Февраль, 1 (рисование
спонжем)
Закреплять навыки рисования спонжем.
Учить прорисовывать детали и украшать
фон.
«Самолеты на
Февраль, 2 флаге»)
Учить рисовать предмет на фоне. Ждать
просушки фона.
Март, 1
«Мимоза для мамы»
(ватные палочки)
Упражнять в рисовании сразу несколькими
палочками.
Март, 2
«Жираф»
Март, 3
«Лисичка»
(зубная щетка)
Упражнять в рисовании животного жарких
стран. Дорисовывать фон деталями по
замыслу
Совершенствовать умения детей в
данных изобразительных техниках.
Март, 4
«Барашек»
(спонж)
Апрель, 1 «Цветущая яблоня»
Закреплять навык печати спонжем.
Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
Учить детей самостоятельно рисовать ветку
дерева, а цветы рисовать пальчиком: техникой
– стенка, стенка, потолок, пол.
Апрель, 2
«Космос и луна»
(солью и клеем)
Закрепить рисование солью по клею..
Учить создавать законченную картину.
Апрель, 3
«Павлин»
(пальчиками)
Учить рисовать животных, состоящие из
многих отпечатков пальчиков.
Апрель, 4
«Маковое поле»
(пальчиками)
Познакомить с приемом отпечатывания.
Воспитать у ребенка художественный вкус
13
Май, 1
Май, 2
Май, 3
Май, 4
«Насекомые»
(бабочка, паук, божья
коровка, гусеница)
Учить рисовать на отпечатках детали, чтобы
получить насекомое. пользоваться всей
разноцветной гаммой красок. Воспитывать у
детей умение работать спмостоятельно.
«Праздничный салют» Закрепление навыка рисования акварелью или
гуашь, учить рисовать салют с помощью
воскового мелка. Воспитать у ребенка
художественный вкус.
«Гроздь винограда»
Учить детей рисовать пробкой,
(пробка)
прорисовывать детали. Видеть законченный
образ.
Раскраска
Познакомить с новым способом
(фольга)
раскрашивания – фольга+вода; развивать
чувство композиции и колорита в процессе
использования разных материалов .
Месяц,
Тема занятия
неделя
Октябрь «Красивые листья»
1
(монотипия)
Октябрь «Осенние деревья»
2
(кляксография)
Программное содержание
Расширять
представления
о
нетрадиционном
изобразительном материале
- техникой печатания листьями. Вызвать интерес у
детей. Познакомить с чудесным свойством
цвета преображать окружающий мир, с теплыми и
холодными цветами.
Учить детей раздувать краску трубочкой.
Развивать чувство композиции, ритма. Уметь
подбирать соответствующий цвет.
Воспитывать
у
детей
умение
работать
индивидуально.
Октябрь «Ёжик с грибами»
3
(вилка, аппликации)
Познакомить с техникой печатания листьями.
Развивать самостоятельность и тренировать
мелкую моторику. Умение делать отпечатки от
комочков бумаги,развивать фантазию.
Совершенствовать умение работать аккуратно.
Октябрь «Листья на черном»
4
(шаблон,
тампонирование,
пальчиком)
Познакомить с техникой – растягивание.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
Развивать чувство композиции, совершенствовать
умение работать в разных техниках.
14
Ноябрь
1
«Ночной город»
(кисть, набрызг)
Ноябрь
2
«Красивая
картинка»
Учить накладывать фон градиентом. Делать
набрызг кистью. Дополнять рисунок деталями.
Развивать чувство композиции.
Учить детей рисовать цветные пятна и на них
черные
контуры
растительности.
Совершенствовать умение
работать
аккуратно.
Воспитывать
самостоятельность в создании образа.
Ноябрь «Радужный лев»
Познакомить
с
техникой
рисования
3
тычком, полусухой жёсткой кистью. Учить
(жесткой
создавать образ животного, используя технику
полусухой
тычка. Закрепить умение украшать рисунок.
кистью)
Воспитывать
у
детей
умение
работать
индивидуально
ПЕРСПЕКТИВНЫИ ПЛАН КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ (1 год)
15
Ноябрь
4
«Мама с ребенком»
Совершенствовать умение передавать
образ черной краской. Уметь наносить
цеет на цвет Развивать у детей
воображение, мелкую моторику рук.
Воспитывать чувство гордости за свою
маму.
Декабрь «Пингвин едет с горки» Учить располагать рисунок по диагонали.
1
Уметь создавать законченность картины
деталями, развивать мелкую моторику
рук, фантазию, воображение. Воспитать у
ребенка художественный вкус.
Декабрь «Жираф»
(кисть и воск. мелки)
2
Развивать
чувство
композиции,
художественный вкус. Познакомить детей
с техникой – накладывание краски на
воск.Воспитывать
аккуратность
при
работе с мыльными пузырями.
Декабрь «Здравствуй, дедушка
3
Мороз»!
Учить детей рисовать человека из фигуры
– треугольник.
Дополнять образ
деталями. Развивать чувство композиции
и воображение.
Декабрь «Новогодняя
4
ночь» Техника
граттаж
Познакомить с новой техникой рисования
«граттаж». Закрепить знания о свойствах
различных
изобразительных
материалов. Учить рисовать, сочетая в
рисунке разные материалы: восковые
мелки, гуашь.
Январь «Ёлки на круге»
2
Учить
распределять
равномерное
количество изображений на круге.
Развивать фантазию, продумывать узор
каждой елки.
Январь «Красивая птица»
3
Передавать в рисунке красивый образ
птицы. Продолжать знакомить с техникой
– градиент. Дополнять рисунок деталями.
Январь «Снежинки на черном»
4
(клей и соль)
Учить рисовать клеем. Насыпать соль
равномерно. Развивать фантазию и
воображение.
16
Февраль «Кот смотрит на луну»
1
Упражнять в рисовании несложной
композиции.
Рисовать
рисунок
на
высохнувшем фоне. Дополнять рисунок
деталями.
Февраль «Кот на парашюте».
2
(восковые мелки
+ акварель)
Закрепить умение детей рисовать в
технике «воск +акварель». Учить детей
зарисовывать рисунок, не выходя за
контур.
Воспитывать
эстетическое
отношение, развивать творчество.
Февраль «Военные корабли».
(по-мокрому)
3
Учить детей рисовать при помощи
оттиска поролона соответствующего
размера. Закреплять умение удачно
располагать изображения на листе. Учить
рисовать «по – мокрому». Развивать
композиционные умения (размещать
«кораблики «в море» по всему листу
бумаги).
Февраль «Киты»
4
Показать, что рисунок может быть
оригинальным и в одном цвете. Дополнять
рисунок деталями для законченности
образа.
Март
1
«Цветы для мамы»
(шариком воздушным)
Закрепить умение рисовать при помощи
тычка шариком. Учить подбирать
сочетание цвета. Формировать
нравственные основы: внимание и любовь
к близким, желание делать подарки.
Март
2
«Чебурашка в
апельсинах»
Учить рисовать мультипликационного
героя. Дополнять образ апельсинами.
Воспитывать желание познакомиться с
советскими мультфильмами.
Март
3
«Ветка вербы»
(воск + акварель)
Март
4
«Подводный мир»
(рисование пупыркой)
Закрепить умение детей рисовать в
технике «воск +акварель». Учить детей
рисовать мелкие детали. Воспитывать
эстетическое отношение, развивать
творчество.
Продолжать развивать навыки рисования
при
помощи
пупырки.
Вызвать
эмоциональную
отзывчивость,
удовольствие от восприятия картины.
17
Апрель «Ранняя весна» (по –
1
мокрому)
Апрель
2
«Космос»
(акварель +
восковые
мелки)
Апрель
3
«Витражная роспись»
Учить детей делать тычки жесткой
полусухой кистью. Развивать эстетическое
восприятие весеннего пейзажа. Создать
условия для отражения в рисунке
весенних
впечатлений.
Развивать
творческое
воображение.
Закреплять умение сочетать в рисунке
несколько материалов (восковые мелки,
акварель).
Вызывать
эмоциональное
отношение к образу. Развивать умение
самостоятельно
располагать
изображение на листе бумаги.
Познакомить с новой техникой рисования
– витражная роспись. Использовать
различные способы закрашивания. Учить
не оставлять пробелов и не выходить за
контур.
Развивать
образное
восприятие, творчество.
Апрель «Веселые страусы»
4
Продолжать развивать навыки рисования
при помощи освоения завитков. Вызвать
эмоциональную
отзывчивость,
удовольствие от восприятия картины.
Май, 1
«Верба»
(восковые мелки,
акварель, гуашь)
Учить сочетать в рисунке разные
материалы. Раскрашивать фон в одном
напрвлении.
Май, 2
«Салют над Кремлем»
Май, 3
«Радуга – дуга»
(рисование по-мокрому)
Использовать в рисунке разные материалы
для создания картины. Отображать в
рисунке свои впечатления от праздника.
Упражнять в технике рисования помокрому.
Закрепить
цвета
спектра.
Дополнение рисунка деталями, для полноты
картины. Выбирать различные материалы.
Май, 4
«Чебурашка в
апельсинах»
Рисовать любимого героя, дополнять
картинку деталями. Учить не оставлять
пробелов и не выходить за контур.
Развивать образное
восприятие,
творчество.
ПЕРСПЕКТИВНЫИ ПЛАН КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ (2 год)
18
Месяц,
Тема занятия
неделя
Октябрь Зонтики
1
(втулками)
Программное содержание
Октябрь Мухоморы
2
Учить
детей
создавать
образ
рисунка
дополнительными деталями. Развивать чувство
композиции,
ритма.
Уметь
подбирать
соответствующий цвет.
Воспитывать
у
детей
умение
работать
индивидуально.
Октябрь Гортензии на черном
3
(тампонирование
палочками)
Познакомить с техникой печатания пупыркой на
втулке.
Развивать
самостоятельность
и
тренировать мелкую моторику.
Совершенствовать умение дополнять образ
мелкими деталями.
Октябрь Панда
4
(штампик)
Познакомить с техникой – пушистые края.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
Учить отражать особенности изображаемого
предмета, используя различные
материалы.
Ноябрь
1
Черепашки
(пупырка)
Познакомить с техникой рисования образа –
раскрашеной пупыркой. Закрепить умение
самостоятельно использовать в рисовании
пупырку. Развивать чувство композиции.
Ноябрь
2
Птица и луна
Учить детей рисовать, размывая фон. Уметь
работать кончиком кисти, развивать мелкую
моторику рук. Совершенствовать умение
работать
аккуратно.
Воспитывать
самостоятельность в создании образа.
Ноябрь
3
Белочка
Познакомить
с
техникой рисования
тычком, полусухой жёсткой
кистью. Учить
создавать образ животного, используя технику
тычка. Закрепить умение украшать рисунок,
используя
рисование пальчиками.
Расширять
представления
о
нетрадиционном
изобразительном
материале - техникой обводки. как можно
использовать подручный материал.
Вызвать
интерес у детей.
19
Ноябрь
4
Разноцветный лес
Совершенствовать умение детей рисовать
деревья нетрадиционным способом –
дорисовка. Развивать у детей воображение,
мелкую моторику рук.
Декабрь Маяк
1
Познакомить
детей
с техникой
–
соединения двух деталей.
Уметь наносить цвет на цвет, развивать
мелкую
моторику
рук,
фантазию,
воображение.
Воспитать
у
ребенка
художественный вкус.
Декабрь Шаблоны
2
новогодних
масок
Учить детей продумывать узор рисунка,
подбирать цвета близко к образу. Создать
новогоднее настроение. Показать, что
своими руками можно создать новогодний
образ.
Декабрь Сани с
3
подарками
Учить
детей
рисовать
новогодние
атрибуты,
закреплять
умение
детей
прорисовывать мелкие детали; расширять
знания о празднике
Декабрь «Новогодняя елка»
4
Закрепить знания о свойствах различных
изобразительных
материалов.
Учить
рисовать, сочетая в рисунке разные
материалы: восковые мелки, гуашь. Учить
детей умению отражать в рисунке признаки
праздника –
встречи нового
года.
Закрепить умение
создавать
композицию. Развивать
образное
восприятие, творчество.
Январь «Снегири на ветке»
1
Развивать воображение, творчество, учить
передавать образ птицы в рисунках,
используя технику размывки. Развивать
воображение,
чувство
ритма,
цветовосприятие. Формировать у детей
обобщенное представление о птицах.
Расширять знания о перелетных птицах.
20
Январь
2
Танцующий снеговик
Развивать у детей чувство цвета, умение
выполнять рисунок не только кистью, но и
руками, пальцами. Развивать эстетическое
восприятие. Развивать воображение
Январь
3
Сказочный лес
Познакомить детей с техникой рисования узор. Вызвать эмоциональную отзывчивость,
удовольствие от восприятия картины.
Воспитывать уважение к труду;
развивать творчество.
Февраль
1
Морж
Упражнять в рисовании животных севера,
придумывать
свои
детали.
Развивать
творческое восприятие, фантазию.
Февраль
2
Лев
Февраль
3
Крокодил и птичка
Тари
Учить детей рисовать по мотивам книги.
Закреплять умение удачно располагать
изображения на листе. Учить рисовать море
поролоном, техника «градиент»
Февраль
4
Котенок
Познакомить с техникой рисования
тычком,полусухой жёсткой кистью. Учить
создавать образ животного, используя
технику тычка. Закрепить умение украшать
рисунок, используя спонж.
Март
1
«Портрет мамы»
(втулками)
Закрепить умение рисовать при
втулок.
Учить
рисовать
формировать
нравственные
внимание и любовь к близким,
делать подарки.
Март
2
«Ранняя весна»
(по – мокрому)
Учить детей делать тычки жесткой
полусухой кистью. Развивать эстетическое
восприятие весеннего пейзажа. Создать
условия для отражения в рисунке весенних
впечатлений. Развивать творческое
воображение.
Воспитывать
эстетическое
отношение,
развивать творчество. Умение смешивать
краски
помощи
портрет.
основы:
желание
21
Март
3
Змея
Познакомить с новой техникой рисования
«непрерывное
рисование».
Использовать
различные способы закрашивания. Развивать
образное
восприятие,
творчество.
Март
4
Рыжий кот
Продолжать развивать навыки рисования при
помощи губки. Вызвать эмоциональную
отзывчивость, удовольствие от восприятия
картины.
Апрель
1
Чудики
Учить детей фантазировать в создании образа.
Продумывать детали, для выразительности
рисунка. Учить выбирать по своему усмотрению
материал для изображения.
Апрель
2
Клоун
Закреплять умение сочетать в рисунке
несколько материалов (восковые мелки, гуашь,
фломастеы).
Вызывать
эмоциональное
отношение к образу. Развивать умение
самостоятельно располагать изображение на
листе бумаги.
Апрель Улей с пчелами
3
(пупырка)
Учить работать с пупыркой – приклеивать и
раскрашивать. Создавать картину, придумывая
и добавляя детали. Развивать эстетическое
восприятие.
Апрель
4
Продолжать учить изображать животных.
Учить использовать для изображения зубную
щетку, ватные палочки. Развивать эстетическое
восприятие, любовь к природе, желание
передавать ее красоту.
Май, 1
Лисичка
«Ворона»
(гуашь+манка)
Упражнять в смешивании и разведении гуаши с
манкой, расширять представления о форме,
размере и цвете предметов. Развивать
изобразительные навыки и умения.
22
Май, 2
«День
победы»
(техника –
витраж)
Учить рисовать витражной техникой. Развивать
мелкую
моторику
пальцев,
зрительнодвигательную координацию.
Май, 3
«Аисты»
Учить рисовать фон и ждать его полного
высыхания.
Развивать мелкую моторику
пальцев, зрительно-двигательную координацию.
Май, 4
«Ромашки
на полянке»
(восковые мелки +
акварель )
Совершенствовать навык работы с восковыми
мелками и акварелью, развивать мелкую
моторику пальцев, зрительно-двигательную
координацию. Учить создавать законченную
картину.
23
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Материально – техническое обеспечение
Бумага белая;
Бумага «Радуга»;
Черная бумага;
Гуашь;
Акварель;
Салфетки;
Вилка пластиковая;
Кисти;
Клей ПВА;
Спонжи разные;
Трубочки коктейльные;
Ватные палочки;
Воздушные шарики;
Палитра;
Пипетки;
3.2Оценочные материалы
В программе «Рисовашки» используется механизм диагностики качества
образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения
воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста
знаний, умений и навыков. С этой целью используется диагностическая методика
Н.Р. Волегова (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной
деятельности как способ развития детей дошкольного возраста).
Разделы
Уровни развития
Частично сформирован
Не сформирован
Техника работы с
материалами
Дети знакомы с необходимыми
навыками нетрадиц. техники
рисования и умеют использовать
нетрадиц. материалы и инструменты,
но им нужна незначительная помощь.
Самостоятельно используют
нетрадиционные материалы и
инструменты. Владеют навыками
нетрадиционной техники рисования и
применяют их. Оперируют
предметными терминами.
Предметное и
сюжетное
изображение
Передают общие, типичные,
характерные признаки объектов и
явлений. Пользуются средствами
выразительности. Обладает
нагляднообразным мышлением. При
использовании навыков
нетрадиционной техники рисования
Дети знакомы с необходимыми
навыками нетрадиц. техники
рисования и умеют использовать
нетрадиц. материалы и
инструменты, но им нужна
незначительная помощь.
Самостоятельно используют
нетрадиционные материалы и
инструменты. Владеют навыками
нетрадиционной техники
рисования и применяют их.
Оперируют предметными
терминами.
Передают общие, типичные,
характерные признаки объектов и
явлений. Пользуются средствами
выразительности. Обладает
нагляднообразным мышлением.
При использовании навыков
нетрадиционной техники
24
результат получается недостаточно
качественным. Умеет передавать
несложный сюжет, объединяя в
рисунке несколько предметов,
располагая их на листе в соответствии
с содержание сюжета. Умело передает
расположение частей при рисовании
сложных предметов и соотносит их по
величине. Применяет все знания в
самостоятельной творческой
деятельности. Развито художественное
восприятие и воображение. При
использовании навыков
нетрадиционной техники рисования,
результат получается качественным.
Проявляют самостоятельность,
инициативу и творчество.
рисования результат получается
недостаточно качественным.
Умеет передавать несложный
сюжет, объединяя в рисунке
несколько предметов, располагая
их на листе в соответствии с
содержание сюжета. Умело
передает расположение частей
при рисовании сложных
предметов и соотносит их по
величине. Применяет все знания
в самостоятельной творческой
деятельности. Развито
художественное восприятие и
воображение. При использовании
навыков нетрадиционной техники
рисования, результат получается
качественным. Проявляют
самостоятельность, инициативу и
творчество.
Критерии оценки усвоения программы: Диагностика проводится два раза в год: в
начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года
(итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицуматрицу.
В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий
уровень - В, средний - С, низкий - Н. На основе полученных данных делаются
выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны,
разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и
способы устранения недостатков.
25
3.3 Список использованной литературы
Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования //
Дошкольное образование. – 2010. - №18
Волегов Н.Р. Методическая разработка нетрадиционной техники
изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство
«Скрипторий 2003,2013.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство
«Скрипторий 2003»,2013.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим
навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник
[Электронный
ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз
родителей.-СПб.: КАРО,2010.
Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия
в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва.
2003 г
26
Заключение
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует
художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие
способностей, умений и навыков детей.
Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую
функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное,
приподнятое настроение, обеспечивает
положительное
эмоциональное
состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные
особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает
возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость
творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми
нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки
нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития
психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления,
внимания, памяти и речи.
Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры
пальцев руки, зрительного восприятия, координации движений. У детей
формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о
свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят
развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это
своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот
объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных
занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать
для полноценного развития детей.
27
28